Лекция 17. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

УПК РФ предусматривает сходный, па первый взгляд, с арестом и лишением свободы институт - заключение под стражу. Их внешняя схожесть заключается в следующем.

1. Места содержания под стражей и места отбывания лишения свободы входят в УИС, т.е. подчинение ФСИП России.

2. Указанные места имеют общую нормативную базу своей деятельности. В соответствии с п. 1.3 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 25.01.1999 № 20, в число нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности следственного изолятора, входят также УИК РФ, Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, нормативные правовые акты Минюста России.

3. Их объединяет единая система правоприменительных органов.

В соответствии с разд. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ее основными задачами в том числе являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

2) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

3) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

4) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

5) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

4. В связи с принятием России в Совет Европы и необходимостью приведения условий содержания под стражей в соответствие с требованиями международных стандартов разработана Федеральная целевая программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем, свидетельствующая о единстве организационно-технических подходов к этим местам изоляции. В настоящее время развитие исправительных учреждений и следственных изоляторов осуществляется в рамках единой федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)".

5. В законодательно установленных случаях заключенные под стражу подозреваемые и обвиняемые могут находиться в местах лишения свободы.

Так, в соответствии со ст. 7, 10 Закона о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, па территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается Министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ1.

И наоборот, осужденные к лишению свободы могут содержаться в местах предварительного содержания под стражей:

1) согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия;

2) в соответствии со ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях предусматривается возможность оставления осужденных к лишению свободы, ранее не отбывавших лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их согласия в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. На эту категорию осужденных режим предварительного заключения не распространяется. Их правовой статус регулируется нормами, действующими в исправительных колониях общего режима;

3) при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту РФ, следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета РФ или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта РФ или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора РФ или его заместителя - на срок до трех месяцев.

При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

В этих случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Законом о содержании под стражей, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Законом о содержании под стражей. Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 89 УИКРФ(ст. 77.1 УИКРФ);

4) на практике ввиду отсутствия необходимого количества тюрем как мест лишения свободы с покамерным режимом содержания в каждом субъекте РФ допускается оборудовать тюремные отделения для осужденных в отдельных помещениях мест предварительного содержания под стражей. При этом режим, правовое положение содержащихся в них лиц и иные вопросы решаются по правилам уголовно-исполнительного законодательства.

6. Общие положения и требования, относящиеся к режиму и его элементам, в обоих типах мест изоляции от общества в значительной мере совпадают. Это относится к обеспечению изоляции, безопасности и предотвращению правонарушений в рассматриваемых местах, обеспечению прав и обязанностей содержащихся в них лиц и другим элементам режима1, нормам продовольственного, вещевого снабжения и т.п.2

Сходство в условиях содержания в рассматриваемых местах подтверждается также ч. 3 ст. 72 УК РФ, предусматривающей зачет времени содержания под стражей до судебного разбирательства в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

При решении вопроса о переводе осужденного из тюрьмы в исправительную колонию для дальнейшего отбывания лишения свободы период, в течение которого осужденный содержался в следственном изоляторе, засчитывается в назначенный по приговору срок тюремного заключения.

Однако, несмотря на сходные элементы, ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей отличается от уголовного наказания в виде лишения свободы по основным параметрам: целям и основаниям применения.

При применении указанной меры пресечения преследуются цели, предусмотренные не УК РФ или УИК РФ, а УПК РФ:

а) быстрое и полное раскрытие преступлений;

б) изобличение виновных и их изоляция, с тем чтобы они не скрылись от следствия, суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству по уголовному делу;

в) обеспечение исполнения приговора, реализация неотвратимости ответственности, объективности и полноты предварительного следствия.

Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства.

Данная мера применяется к определенному кругу лиц, а именно:

а) к подозреваемому, которым в соответствии со ст. 46 УПК РФ является лицо:

- либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;

- либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;

- либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

- либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ;

б) к обвиняемому (ст. 47 УПК РФ), т.е. лицу, в отношении которого в установленном законом порядке:

- вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

- вынесен обвинительный акт;

в) к подсудимому, т.е. к обвиняемому, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство (ч. 2 ст. 47, ч. 10 ст. 108 УПК РФ);

г) к осужденному до вступления приговора в законную силу, если об этом прямо сказано в приговоре суда (ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 299 УПК РФ). В этом случае мера пресечения избирается для обеспечения исполнения приговора.

Возможность заключения под стражу в качестве меры пресечения предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством при наличии следующих оснований.

Во-первых, наличием у суда достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый (ст. 97 УПК РФ):

- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

- может продолжать заниматься преступной деятельностью;

- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

Во-вторых, ст. 99 УПК РФ обязывает при избрании и определении вида меры пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, также учитывать тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

В-третьих, заключение под стражу как самая строгая мера пресечения применяется с соблюдением требований ст. 99 УПК РФ в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 108 УПК РФ):

- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;

- его личность не установлена;

- им нарушена ранее избранная мера пресечения;

- он скрылся от органов предварительного расследования или суда.

К подозреваемому или обвиняемому несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случаях совершения им тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).

Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК РФ), что полностью соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.

Сроки содержания под стражей, порядок изменения и прекращения содержания под стражей и другие процессуальные вопросы регламентируются УПК РФ.

Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей. Виды этих мест, порядок и условия содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых, гарантии их прав и законных интересов определяются специальными федеральными законодательными актами.

В соответствии со ст. 7 Закона о содержании под стражей такими местами являются: а) следственные изоляторы (СИЗО) ФСИН России; б) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) органов внутренних дел; в) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности; г) учреждения УИС; д) гауптвахты (для военнослужащих); с) специально приспособленные для этих целей помещения на кораблях и зимовках, в случаях, когда нет возможности поместить лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в территориальные следственные изоляторы.

Основным источником, определяющим правовое положение мест содержания под стражей, является вышеназванный Закон.

Многие его нормы имеют конституционный характер и отвечают соответствующим международным стандартам, положениям Основного закона страны, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В связи с принятием Закона о содержании под стражей и в его развитие утверждены и вступили в действие соответствующие подзаконные нормативные акты.