Правовое регулирование процедуры медиации

К числу источников, которыми регламентируется посредническая деятельность по урегулированию споров, относятся нормы международного права и международные договоры РФ, а также внутригосударственные нормативные правовые акты. К первой группе следует отнести:

– Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре от 26.06.2002 и Руководство по принятию и применению. Данные акты представляет собой свод положений, которые рекомендованы государствам для включения их в национальное право. Поскольку текст Типового закона разработан с учетом практики применения согласительных процедур во многих странах, его использование в национальном праве различными государствами призвано способствовать единообразию правового регулирования в области согласительных процедур. Типовой закон охватывет собой единообразные правила в отношении согласительного процесса в целях содействия применению согласительной процедуры и обеспечения большей предсказуемости при ее применении. Во избежание неопределенности, обусловленной отсутствием законоположений, в Типовом законе рассматриваются процедурные аспекты согласительной процедуры, включая назначение мировых посредников, начало и окончание, проведение согласительной процедуры, связь между посредником и иными сторонами, конфиденциальность и допустимость доказательств в других разбирательствах, а также вопросы, характерные для периода по окончании согласительной процедуры;

– Директиву 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 21.05.2008 относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Согласно ст. 1 Директивы ее целью является упрощение доступа к разрешению споров посредством помощи в сфере использования медиации и гарантирования сбалансированного соотношения медиации и судебных процедур. Директива должна применяться по спорам на международном уровне по гражданским и коммерческим делам, за исключением прав и обязанностей, решение по которым стороны не вправе выносить самостоятельно. Это относится, в частности, к вопросам налогообложения, таможенным и административным вопросам, а также к ответственности государства за действия и упущения в осуществлении государственной власти (acta iure imperii);

– Европейский кодекс поведения медиаторов (разработан инициативной группой практикующих медиаторов (посредников) при поддержке Европейской комиссии и принят на конференции в г. Брюсселе 2 июня 2004 г.).

Ко второй группе относятся:

– Конституция и федеральные конституционные законы. Так, в силу преамбулы Конституции в Российской Федерации утверждаются гражданский мир и согласие, осознание себя частью мирового сообщества; в соответствии с ч. 3 ст. 17 "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц"; ст. 37 говорит о том, что "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" и др;

– федеральные законы. К ним следует причислить Федеральные законы от 27.07.2010 № 193-Φ3 (по своей сути данный Закон построен на положениях Типового закона ЮНСИТРАЛ О международной коммерческой согласительной процедуре); от 27.07.2010 № 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)”". Сюда допустимо отнести отдельные положения ГПК (подп. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 135, ст. 148, подп. 5 ч. 1 ст. 150 и др.), АПК (гл. 15, ст. 190), ГК (подп. 5 п. 1 ст. 202);

– подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. В число подзаконных актов можно включить постановление Правительства РФ от 03.12.2010 № 969 "О программе подготовки медиаторов", а также приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов";

– корпоративные акты.

На основании Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Φ3 организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, создаваемые на правах юридического лица в форме ассоциаций или некоммерческих партнерств, могут издавать акты, которые являются обязательными для таких организаций и их членов в форме внутрикорпоративных стандартов по вопросам правил проведения процедуры медиации, в том числе дополнительных требований к медиаторам, а также стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов.