Правовое регулирование охраны материнства и детства

Правовое регулирование охраны материнства и детства в Российской Федерации осуществляется на основе ратифицированных Россией международных правовых актов, а также нормативных правовых актов РФ.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека уже с начала XX столетия. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г., закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, межгосударственных договорах). Среди них следует отметить Европейскую социальную хартию ETS № 163 (Страсбург, 3 мая 1996), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, утвержденную Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств (29 октября 1994) и ряд других международных правовых документов.

С начала XX в. был разработан и принят ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану материнства и детства, среди которых необходимо выделить следующие: Конвенция Международной организации труда (далее – МОТ) № 103 об охране материнства (Женева, 1952); Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); материалы Международных конференций ООН по народонаселению и развитию (1974, 1984, 1994), Всемирной конференции по правам человека (1993), Всемирных конференций по положению женщин (1975, 1980, 1986, 1995); Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 1981) и др.

Основополагающей правовой нормой Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин во всех областях: в политической и общественной жизни, в области занятости, брака и семьи, охраны здоровья, обеспечении безопасного материнства и т.д.

Так, в частности, государства, принявшие Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязаны "обеспечить право на охрану здоровья, в том числе по сохранению репродуктивной функции"; "не допускать дискриминации женщин в области охраны здоровья и обеспечить... доступ к медицинскому обслуживанию" (ст. 12); "обеспечить предоставление соответствующих услуг женщинам в связи с беременностью, родами и в послеродовом периоде, в случае необходимости – бесплатных услуг, а также адекватного питания во время беременности и кормления" (ст. 12); на основе равенства обеспечить "одинаковые права на вступление в брак, свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождением" (ст. 16).

В XX столетии на международном уровне был принят ряд специальных актов о правах ребенка. Основным является Конвенция о правах ребенка (1989). Защите интересов детства также посвящены и такие специальные конвенции МОТ, как № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (Женева, 1976), № 29 "О принудительном или обязательном труде" (Женева, 1930) и № 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" (Женева, 1999) и ряд других правовых документов.

Законодательные основы охраны материнства и детства в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Законе об охране здоровья, Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 81 -ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иных законодательных актах.

Нормативными правовыми актами закреплен комплекс мер по обеспечению правовой и материальной поддержки материнства и детства, охране труда несовершеннолетних и женщин, защите интересов, прав и здоровья семьи, созданию условий для воспитания детей и др.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство полов и свобод человека и гражданина независимо от пола. Согласно ст. 38 материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В ст. 41 закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ содержит и иные положения, по которым не может быть допущена дискриминация женщин, в том числе по реализации права на репродуктивный выбор и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ "семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства". Статьей 13 данного кодекса установлен брачный возраст. Здесь же закреплены права несовершеннолетних (гл. 11), права и обязанности родителей (гл. 12), а также порядок организации и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (гл. 18–21).

Трудовым кодексом РФ закреплены особые права несовершеннолетних и женщин-матерей на характер, условия и охрану труда (гл. 41,42). Наряду с сохраняющимися действующими ранее гарантиями, здесь усилены меры защиты в области трудовых прав женщин: беременные женщины защищены от увольнения, отменено установление испытательного срока при приеме их на работу и др.

В Российской Федерации установлены меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлены следующие виды пособий:

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– ежемесячное пособие на ребенка.

Многие регионы России устанавливают региональные доплаты и пособия при рождении, а также усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей.

Прямое отношение к охране материнства и детства имеет и ряд статей Закона об охране здоровья.

Приоритет охраны здоровья детей рассматривается в настоящее время как один из принципов охраны здоровья граждан, определенных Законом об охране здоровья (ст. 4). Статьей 7 (п. 1) данного документа государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. В комплекс мер по этому вопросу согласно ст. 7 Закона об охране здоровья включаются мероприятия по оказанию не только медицинской помощи, но и формированию здорового образа жизни семей с детьми, а также предусматривающие развитие инфраструктуры, ориентированной на организацию отдыха, оздоровления детей и восстановление их здоровья.

В соответствии со ст. 51 "Права семьи в сфере охраны здоровья" государство берет на себя заботу о здоровье семьи. Каждый гражданин и семья имеет право без взимания платы на консультирование по вопросам планирования семьи, медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, медико-генетическому консультированию.

Согласно ст. 52 "Права беременных женщин" в Российской Федерации охраняется и поощряется материнство, закрепляется право беременных женщин на оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статья 53 "Рождение ребенка" закрепляет за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти право на разработку медицинских критериев рождения, а также определяет порядок выдачи медицинскими организациями документа, свидетельствующего о рождении ребенка.

Статьей 54 "Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья" определены права несовершеннолетних на получение медицинской помощи, а также обучение и воспитание в условиях, способствующих сохранению и укреплению их здоровья. Здесь же закреплено их право на гигиеническое просвещение и воспитание, а также право несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет, на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данной статьей предусмотрено их право до четырехлетнего возраста находиться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Статьи 55–57 Закона об охране здоровья закрепляют право мужчин и женщин на использование вспомогательных репродуктивных технологий, а также право выбора метода регулирования рождаемости (искусственный аборт и медицинская стерилизация).

Среди документов последних лет следует отметить названную ранее программу "Родовой сертификат" национального проекта "Здоровье", предусматривающую ежегодно индексируемые материальные выплаты учреждениям службы охраны материнства и детства (женским консультациям, родильным домам) за медицинское обслуживание женщин в связи с беременностью и родами.

Данная программа направлена на улучшение охраны здоровья женщин и детей, создание конкурентной среды и внедрение экономических стимулов для повышения качества услуг, предоставляемых женщинам в период беременности и родов государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которым предусмотрено создание материнского (семейного) капитала – обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Право на "материнский капитал" имеют женщины, родившие и усыновившие второго, а также родившие третьего и последующих детей, если ранее они не пользовались правом на данные дополнительные меры государственной поддержки. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом роста инфляции.

Законодательство РФ в области охраны материнства и детства отражает мировые тенденции развития международных правовых норм в данной области и вместе с тем требует дальнейшего развития и совершенствования.