Правовое регулирование охраны вод

Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей, предусмотренных ВК.

Необходимо иметь в виду, что в число отношений, регулируемых водным законодательством, не входят отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, равно как и отношения по поводу воды, изъятой из водных объектов (они регулируются гражданским, санитарным и иным законодательством).

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования (общедоступными водными объектами). Это означает, что каждый гражданин имеет беспрепятственный доступ к таким водным объектам, может бесплатно использовать их для личных и бытовых (но не предпринимательских) нужд.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначается для общего пользования. Ее ширина составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (ширина их береговой полосы 5 м).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Данная форма водопользования является разновидностью общего природопользования, осуществляемого без специальных разрешений органов публичной власти (в отличии, например, от разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемой на основании специальных договоров, заключаемых с органами публичной власти), и являющегося формой реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Охрана вод – это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти).

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов Минприроды России утверждаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов, включающие в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании, и являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Целью их разработки является определение допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определение потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечение охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения НДФВ на водные объекты.

НДФВ на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом их природных особенностей, а также условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

За состоянием водных объектов осуществляется государственный контроль и надзор. Его задачей является обеспечение соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения; иных требований водного законодательства.

Реализация водоохранных требований возлагается на собственников водных объектов, которые обязаны осуществлять мероприятия по их охране, предотвращению загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в публичной собственности (федеральной, субъектов РФ или муниципальных образований), осуществляется соответствующими исполнительными органами власти в пределах их полномочий.

При использовании водных объектов, физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Данные обязанности заключаются в недопущении нарушений нрав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинении вреда окружающей среде; содержании в исправном состоянии эксплуатируемых ими очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений; информировании уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременном осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; ведении учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатном предоставлении в установленные сроки результатов такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и т.д.

Водное законодательство предусматривает ряд оснований для приостановления или ограничения водопользования.

Так, водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; причинения вреда окружающей среде; иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Эти общие требования конкретизируются, с одной стороны, применительно к отдельным видам водных объектов, и, с другой стороны, применительно к отдельным видам деятельности, которая может негативно отразиться на состоянии водных объектов.

В рамках первого направления предусматриваются следующие требования.

В первую очередь это требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения.

Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями федерального законодательства. ОГЛАВЛЕНИЕ радиоактивных веществ и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные нормативы.

Запрещается захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс сточных вод, ОГЛАВЛЕНИЕ в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; проведение взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.

Экологическим законодательством установлен запрет загрязнения и засорения болот отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

Кроме того, следует выделить требование о запрете несанкционированного сброса сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.

К физическим и юридическим лицам, чья деятельность оказывает или может оказать негативное воздействие па состояние подземных водных объектов, предъявляется требование об обязанности принимать меры по предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по соблюдению установленных нормативов допустимого воздействия на них. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

В рамках второго направления водоохраной деятельности, предусматривающего специальные меры по охране водных объектов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, предусматриваются следующие требования.

В первую очередь, это требования по охране водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

При осуществлении данных видов деятельности и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования их средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

При эксплуатации водохозяйственной системы (комплекса водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений) запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.

В указанную группу входят и требования к охране водных объектов при проведении работ.

Так, проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями экологического и градостроительного законодательства. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

Экологические требования по охране водных объектов распространяются и на случаи их использования для целей производства электрической энергии.

Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Отдельного упоминания заслуживает "территориальное" направление охраны вод, включающее в себя три разновидности: создание водоохранных зон (и входящих в их состав прибрежных защитных полос); создание особо охраняемых природных территорий, в состав которых входит один или несколько водных объектов; придание территории, на которой находится один или несколько водных объектов, статуса зоны экологического бедствия.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других населенных пунктов устанавливается от соответствующей береговой линии. Например, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км – в размере 50 м; от 10 до 50 км – в размере 100 м; от 50 км и более – в размере 200 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до трех градусов и 50 м для уклона три и более градуса.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В границах прибрежных защитных полос, кроме того, запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены указанные водные объекты, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. Специфика такой особой охраны заключается в том, что запрещается сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах: зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбо-хозяйственных заповедных зон. Особый порядок охраны имеет озеро Байкал – природный объект всемирного наследия.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды зонами экологического бедствия могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.