Лекция 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать название законов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления; ОГЛАВЛЕНИЕ экологических требований, предъявляемых к обращению с отходами производства и потребления; правоприменительную практику но вопросам обращения с отходами производства и потребления;

уметь правильно толковать нормы права, регулирующие обращение с отходами; грамотно применять правовые нормы, содержащие экологические требования к обращению с отходами;

владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам обращения с отходами производства и потребления.

Понятие и классификация отходов

В настоящий момент вопрос размещения отходов давно перерос национальные рамки и принял масштабы глобальной, общемировой проблемы.

Актуальность ее для Российской Федерации обусловлена тем, что ежегодно в нашей стране образуется около 7 млрд т отходов, из которых используется лишь 2 млрд т (28,6%). На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд т только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд т. Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых не санкционируемыми свалками.

Все это обуславливает развитие национального нормотворчества, а также международное сотрудничество государств в области обращения с отходами.

Существует много различных определений и классификаций отходов. Например, в международных документах под "отходами" понимаются любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

Для снижения экологической опасности отходов осуществляется правовое регулирование обращения с отходами, т.е. деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Перечень конкретных природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами обусловлен местом соответствующего вида отходов в их классификации. Поэтому она имеет важное значение как средство установления определенных связей между отходами с целью определения оптимальных путей их безопасного экологического сбора, использования, транспортировки, обезвреживания и удаления.

Можно выделить несколько критериев, на основании которых законодательство проводит классификацию отходов.

Во-первых, по критерию происхождения принято разделять отходы производства и отходы потребления.

Под отходами производства понимаются материалы, вещества, изделия, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации) либо полностью непригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены. Под отходами потребления понимаются материалы, вещества, изделия, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в процессе общественного или личного потребления.

В целях предотвращения последствий негативного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и осуществляться в соответствии с санитарными нормами и правилами.

В целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды, на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чья хозяйственная деятельность связана с образованием отходов производства, возлагаются определенные обязанности по соблюдению экологических требований на доэксплуатационной и эксплуатационной стадиях хозяйственного использования объектов. Например, в соответствии со ст. 10 Закона об отходах при проектировании жилых зданий, а также предприятий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

Во-вторых, по критерию опасности для окружающей среды и здоровья человека, все отходы подразделяются па пять классов, в том числе: 1 класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы.

Данная классификация имеет большое значение при определении необходимости получения лицензии для осуществления деятельности в сфере обращения с отходами. Если ранее к видам деятельности, подлежащим лицензированию, относились сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов, то в настоящий момент лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I–IV классов опасности. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I–V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности. Это объясняется тем, что реальную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья человека представляют отходы I–IV классов опасности, где IV класс – малоопасные отходы, а I класс – чрезвычайно опасные отходы. Руководствуясь предложенной законодателем классификацией, к V классу опасности отходов относятся практически неопасные отходы, при этом отсутствие четких указаний в законе относительно лицензирования деятельности по обращению с отходами V класса опасности до недавнего времени означали обязательность лицензирования такой деятельности.

Действующее экологическое законодательство предусматривает, что на отходы I–IV класса опасности должен быть обязательно составлен паспорт. Паспорт отходов I–IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В целях учета количества отходов и ведется государственный кадастр отходов, включающий в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе.