Лекция VII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

ОГЛАВЛЕНИЕ основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов в области ветеринарии и санитарных норм;

уметь

оперировать юридическими понятиями ветеринарного законодательства и санитарных норм;

– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере ветеринарии и санитарных норм;

– анализировать, толковать, правильно применять правовые нормы законодательства в области ветеринарии и санитарных норм;

– принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с ветеринарным законодательством и санитарными нормами;

– видеть различия между ветеринарно-санитарными и санитарными нормами;

владеть навыками

использования нормативных документов, касающихся законодательства в области ветеринарии и санитарных норм, в своей профессиональной деятельности;

– ориентирования в ветеринарном законодательстве и организации государственного ветеринарного надзора;

– применения мер различных видов юридической ответственности за нарушение ветеринарного законодательства.

Понятие и источники законодательства в области ветеринарии

Ветеринария представляет собой область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Отношения в области ветеринарии регулируются нормами Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Однако в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ветеринарного законодательства являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Международными документами, устанавливающими основополагающие требования к обеспечению ветеринарной безопасности животных [1] и водных животных [2], а также продукции из них, являются соответственно Кодекс здоровья наземных животных Всемирной организации здоровья животных (Наземный кодекс МЭБ) и Кодекс здоровья водных животных (Водный кодекс МЭБ).

Наземный кодекс и Водный кодекс МЭБ являются руководящими документами для компетентных органов, импортно-экспортных служб, эпизоотологов и всех, кто имеет отношение к международной торговле животными и водными животными и продукции из них.

Обязательность применения норм Наземного кодекса, Водного кодекса и других документов МЭБ определена Соглашением Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (далее – СФС-соглашение), которым установлено, что члены Всемирной торговой организации [3] обязаны основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях (п. 1 ст. 3).

Согласно подп. "а" и "b" п. 3 приложения А "Определения" к СФС-соглашению международные стандарты, руководства и рекомендации – это:

(а) в отношении безопасности пищевых продуктов – стандарты, руководства и рекомендации, установленные Комитетом "Кодекс Алиментариус", которые касаются пищевых добавок, ветеринарных препаратов и остатков пестицидов, загрязняющих веществ, методов анализа и отбора проб, а также правила и руководства в отношении норм гигиены;

(b) в отношении здоровья животных и животного мира – стандарты, руководства и рекомендации, разработанные под эгидой Международного эпизоотического бюро.

Документом, определяющим общие принципы обеспечения ветеринарной безопасности на территории Таможенного союза, является Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам 2009 г., в соответствии с которым:

– действие Соглашения распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), включая товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

– подконтрольные товары должны соответствовать Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), и подлежат обязательному ветеринарному контролю (надзору) в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;

– каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и при условии наличия: разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию государства которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара;

– подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной стороны Соглашения на территорию государства другой стороны Соглашения в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом.

Соглашением также определена возможность разработки и введения временных ветеринарных требований и мер в случае получения официальной информации от соответствующих международных организаций, государств сторон Соглашения, а также третьих стран об ухудшении эпизоотической ситуации на территории третьих стран или государств сторон Соглашения.

В целях реализации положений Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам приняты следующие основные решения Комиссии Таможенного союза: от 18 июня 2010 г. № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе", которым утверждены Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); от 7 апреля 2011 г. № 607 "О формах Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары из третьих стран"; от 18 октября 2011 г. № 834 "О едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)".

Закон РФ "О ветеринарии" определяет основные задачи ветеринарии и органы и лиц, их осуществляющих; полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области ветеринарии, требования к лицам, занимающимся ветеринарной деятельностью; систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации; понятие государственного ветеринарного надзора и лиц, его осуществляющих, их права; общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных, обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, к ветеринарно-санитарной экспертизе; виды ответственности за нарушение ветеринарного законодательства. Данный Закон содержит значительное количество отсылочных норм.

В соответствии с Докладом Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации и ветеринарным кодексом Международного эпизоотического бюро законопроектом предусмотрены компартментализация, регионализация, мониторинг эпизоотического состояния территорий и подконтрольных товаров, а также оценка компетентности органов иностранных государств, осуществляющих ветеринарный надзор. Кроме того, в соответствии с указанными документами законопроектом определены цели и принимаемые на себя обязательства в том, что касается безопасности подконтрольных товаров, а также регламентация подзаконными актами и ветеринарными правилами, документальное оформление избранных политики и действий.

Следует отметить, что в ходе подготовки новой редакции Закона "О ветеринарии" рассматривалась возможность объединения ветеринарных экспертов в саморегулируемые организации ветеринарных экспертов, создания национального объединения саморегулируемых организаций ветеринарных экспертов. Однако введение данной нормы федеральными органами исполнительной власти было признано преждевременным.

К иным нормативным правовым актам РФ, принимаемым в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии", относятся постановления Правительства РФ и приказы Минсельхоза России, осуществляющего функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии [4]. К примеру, постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" регламентирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг. Важное значение для отрасли также имеют Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. № 422, Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258, и Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. № 62.

Как отмечено выше, отношения в сфере ветеринарии регулируются также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Важно подчеркнуть, что согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.