Правовое регулирование инновационной деятельности

Правовая база инновационной деятельности в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Основные функции государственных структур управления в научно-технической сфере представлены в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике".

Федеральным законом "О статусе наукограда Российской Федерации" регламентируются вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, направлениями государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах.

Процедура выхода инновационного объекта на внешний рынок закрепляется в Таможенном кодексе РФ.

Комплекс нормативов стимулирования по налогообложению отражается в дифференцированных ставках каждого вида финансовых изъятий в Налоговом кодексе РФ.

Комплекс отношений собственности, т.е. субъектов, производящих объекты интеллектуальной собственности, в том числе государства, с субъектами, производящими материальные продукты, регулируется Гражданским кодексом РФ.

Безвозмездная государственная финансовая поддержка как главный рычаг научно-технической политики РФ регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ.

Годовые возможности финансовой поддержки закрепляются в Федеральном законе о государственном бюджете на очередной год.

Центральное место в правовом регулировании инновационной деятельности занимают правовые аспекты охраны интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Как утверждают эксперты в опубликованных проектно-аналитических материалах, российскому инновационному бизнесу от государства требуется не столько финансовые вливания, сколько создание условий, которые стимулировали бы в стране спрос на инновации. Для этого нуждается в совершенствовании правовое обеспечение1. Но, если правовая база нужна любому бизнесу, то для инновационного она особенно важна. Здесь чрезвычайно велика юридическая составляющая: договоры, авторские права, закрепление прав интеллектуальной собственности. Нужны четко прописанные нормы, регулирующие деятельность венчурных предприятий, инновационных структур. Никак не поощряется развитие венчурного капитала. Нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний, пока не существует.

Нуждается в разработке механизм реализации патентного законодательства, которое в целом, в отличие от других направлений правовой деятельности, находится на достаточно хорошем уровне.

Требует упрощения система государственного контроля над деятельностью инновационных предприятий. Как утверждают эксперты, сегодня их проверяют свыше 30 ведомств.

Не созданы пока условия, расширяющие возможности участия малых и средних инновационных предприятий в получении государственного заказа. В частности, специалисты предлагают установить законодательный порядок, когда до 25% работ по государственному заказу отдается на субподряд малым и средним инновационным предприятиям. Нужна приемлемая практика предоставления "мягких" кредитов для малых инновационных предприятий (например, кредиты сроком не менее чем на два года по льготной ставке).

Недавно созданное Федеральное агентство по науке и инновациям, находящееся в ведении Министерства образования и науки РФ, должно осуществлять основные функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Однако до сих пор управление процессами развития норм права об инновациях распылено, а упор власти делается не на формирование норм, а на попытку создать систему государственного управления инновационными процессами. При этом инициатива развития инноваций передана федеральным органам исполнительной власти в тех сферах, в которых они осуществляют свою деятельность.

При Правительстве РФ создан Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, одной из основных задач которого является реализация научно-технической и инновационной политики с учетом конкурентных преимуществ России. Однако Совет является лишь постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации.

При Президенте РФ создан Совет по науке, технологиям и образованию, одной из основных задач которого является выработка предложении по определению, в частности, приоритетных направлений инновационной политики и мер по се реализации, проведение экспертиз законопроектов и нормативных правовых актов по вопросам, в том числе, инновационной политики. Однако данный Совет не правомочен проявлять инициативу по подготовке норм о развитии инноваций.