Правовое положение религиозных объединений

В ст. 28 Конституции РФ закреплено, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Основы правового положения религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", где нашли отражение позиция государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государству, а также очерчены виды и объем правосубъектности этих объединений.

Российская Федерация – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. И хотя государство и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений, в том числе нс могут поручать этим объединениям выполнение каких-либо государственных функций.

Целью законодательного урегулирования вопросов, связанных с религиозными объединениями, является создание условий для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, а также недопущения злоупотреблений этим правом. Закон о свободе вероисповедания, являясь нормативным правовым актом государственной власти, определяет виды религиозных объединений, определяет реквизиты уставов (положений) религиозных объединений, в нем подчеркивается, что государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.

Регистрацию уставов (положений) религиозных организаций осуществляют Минюст России и его территориальные органы в установленном законом порядке.

Важным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Но им нс запрещено участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

Прекращение деятельности религиозного объединения может произойти: по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решению суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

Согласно закону на территории РФ не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповедания.

При Президенте РФ создан Совет но взаимодействию с религиозными объединениями, Положение о котором утверждено распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рg, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия Президента РФ с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.