Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики

Современное мировое развитие резко усилило миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, происходящими в последние десятилетия. Миграция стала неотъемлемой частью экономического порядка, крупные индустриальные государства не обходятся без привлечения труда мигрантов. По оценкам экспертов, доля иностранных работников в общей численности занятых колеблется от 10 до 25%. Одновременно происходит трансформация миграционных процессов: из вынужденной, хаотичной, вызванной военными, национальными, политическими конфликтами миграция эволюционирует в трудовую.

К настоящему времени Россия является страной назначения для многих мигрантов. Наиболее масштабные миграционные потоки направлены в страну из государств – участников СНГ. Большинство миграционных потоков обусловлены социально-экономической ситуацией в странах СНГ. Возросшая дифференциация уровня экономического развития и уровня жизни между странами, отдельными регионами внутри государства, неравные возможности в обеспечении эффективной занятости являются основными причинами внутренней и внешней миграции в нашей стране.

Современные угрозы в миграционной сфере создают новые проблемы для всей системы управления миграцией. Это требует совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Особую актуальность приобретают вопросы осуществления контроля за соблюдением миграционного законодательства, которые включают и знание законодательства, и непосредственно сам контроль и надзор, и организацию взаимодействия при их осуществлении.

Несмотря на то что основной организатор работы с мигрантами, а именно Федеральная миграционная служба, не подведомственна больше МВД России, вопросы работы с мигрантами и организации взаимодействия сотрудников полиции с ФМС России нс утратили своей актуальности. Это подтверждается рядом задач, поставленных перед полицией, в области совершенствования обеспечения миграционного законодательства.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции обязан "в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации".

Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2013 № 388-ΦЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О полиции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации" ч. 1.2 ст. 54 Федерального закона "О полиции" изложена в следующей редакции: "До создания и введения в эксплуатацию специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, но не позднее 1 апреля 2014 года".