Лекция 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И КАДРОВЫХ АППАРАТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В результате изучения данной главы студент (курсант) должен:

знать основные направления внутриорганизационной административной деятельности органов внутренних дел; функции основных субъектов, осуществляющих внутриорганизационную административную деятельность в сфере внутренних дел;

уметь анализировать положения, определяющие статус субъектов, осуществляющих внутриорганизационную административную деятельность в сфере внутренних дел; выявлять основные функции субъектов, осуществляющих внутриорганизационную административную деятельность в сфере внутренних дел;

владеть навыками исследования специфики деятельности субъектов, осуществляющих внутриорганизационную административную деятельность в сфере внутренних дел.

Правовое положение и организационное построение организационноаналитических подразделений органов внутренних дел

Для того чтобы деятельность органов внутренних дел была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусмотрительности, точности и исполнительности, инициативы и творчества.

Эти требования обеспечиваются посредством осуществления подразделениями органов внутренних дел организационно-аналитической функции, непосредственное управление которой возложено на одноименный департамент МВД России. Ведущими содержательными особенностями деятельности указанного департамента являются сбор, систематизация, анализ и контроль информации, необходимой для осуществления процессов управления органами внутренних дел.

Известно, что для выполнения функций управления в каждом органе имеется соответствующий аппарат во главе с руководителем. По мере усложнения процессов управления, увеличения объемов циркулирующей информации, необходимой для подготовки управленческих решений, аппарат управления организационно обособляется от так называемых оперативных или линейных подразделений. Такие организационно обособленные структуры существуют практически во всех достаточно крупных организациях, получая различные наименования – организационные подразделения, организационно-методические подразделения, административные подразделения и т.д. Независимо от своего названия, все они в той или иной мере выполняют организационно-аналитическую функцию, основное назначение которой – интеллектуальное и организационное обеспечение реализации процессов управления.

Организационно-аналитическая функция – объективно необходимая категория сферы управления. Ее осуществление всегда направлено на обеспечение наиболее эффективного функционирования основных служб и всей системы в целом.

История развития организационно-аналитической функции в различных сферах управления берег свое начало в военной сфере деятельности государственного аппарата. По свидетельству специалистов, первые упоминания об отдельных лицах или группах лиц, выполнявших в вооруженных силах вспомогательную роль в обеспечении помощи субъекту управления при принятии им решений, восходят к XVI в. В русской армии при воеводах назначались лица, "нужные бояре", которые осуществляли разведку местности, охранение войск, выбор мест дислокации и другие обязанности.

Систему организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел возглавляет Организационно-аналитический департамент МВД России (далее в данном параграфе – Департамент).

В соответствии с Положением об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 27.06.2011 № 727, этот департамент является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области определения общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработки комплексных управленческих решений в органах внутренних дел, организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, и контроля за их исполнением.

Для решения указанных задач Департамент осуществляет большой объем работы по реализации отдельных управленческих функций.

Так, в области сбора и обработки информации проводится анализ, оценка и изучение:

– состояния государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

– состояния преступности и результатов борьбы с ней;

– практики информационно-аналитической деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России;

– эффективности влияния центрального аппарата МВД России на оперативно-служебную деятельность территориальных органов МВД России и ФМС России;

– эффективности мер, принимаемых органами, организациями и подразделениями системы МВД России по совершенствованию управленческой деятельности;

практики планирования оперативно-служебной (служебной) деятельности и служебных командировок в органах, организациях и подразделениях системы МВД России.

На основе данной информации Департамент уполномочен на определение:

– основных направлений деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России;

приоритетных направлений совершенствования данной деятельности;

– единых подходов в области организации управленческой деятельности.

Ряд полномочий данным подразделением осуществляется совместно с другими органами, организациями и подразделениями системы МВД России, например:

– разработка критериев и показателей оценки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ, проектов нормативных правовых актов и проектов международных договоров в сфере внутренних дел, а также подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов РФ;

– организация мониторинга состояния национальной безопасности в сфере внутренних дел и в сфере миграции на основании критериев и показателей национальной безопасности, утвержденных Президентом России, подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности МВД России на среднесрочную перспективу; рассмотрение и подготовка предложений по формированию показателей деятельности ФМС России на среднесрочную перспективу и т.д.

Департамент также осуществляет ряд функций по координации деятельности других подразделений системы МВД России, например, по разработке федеральных целевых программ, подготовке и исполнению проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, проведению общесистемных экспериментов, направленных на повышение эффективности деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД и ФМС России, выполнению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Основ стратегического планирования в Российской Федерации.

В области планирования Департамент разрабатывает, организует и осуществляет текущее и перспективное планирование основных организационных мероприятий МВД России, работы коллегии, совещаний при министре, а также служебных командировок.

В области редакционно-издательской деятельности Департамент уполномочен на подготовку Сводного плана-графика выпуска специальных изданий МВД России и Сводного тематического плана публикации материалов в специальных изданиях МВД России, обеспечение выпуска журнала "Вестник МВД России" и бюллетеня "Оперативно-розыскная работа".

Кроме того, Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам управленческой деятельности, разрабатывает рекомендации и методические пособия, а также осуществляет ряд иных организационно-аналитических функций, обеспечивающих деятельность МВД России.

Департамент для осуществления своих задач и функций имеет право:

• создавать рабочие группы и комиссии;

• запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Департамента;

• по согласованию с курирующим заместителем министра привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

• участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Департамента;

• пользоваться в установленном порядке базами данных МВД России, органов, организаций и подразделений системы МВД России для решения задач, возложенных на Департамент;

• проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары;

• использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, СМИ в порядке, установленном законодательством РФ;

• участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, по которым Департамент является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

• осуществлять иные полномочия, предоставленные Департаменту нормативными правовыми актами МВД России.

Департамент возглавляет начальник, который осуществляет непосредственное руководство его деятельностью и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент задач и функций и реализацию предоставленных прав.

При начальнике Департамента действует оперативное совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Департамента.

Структура Департамента представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Структура Организационно-аналитического департамента МВД России