Правовое положение иностранного инвестора в Российской Федерации

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" заложил законодательную основу и определил общие условия инвестиционной деятельности на территории России, в частности, определил, что субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные.

Законом провозглашены равные права всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности в Российской Федерации. При этом не запрещенные законодательством формы вложения имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаются неотъемлемым правом инвестора, охраняемым законом и гарантированным государством. Вместе с тем субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется российским законодательством, и выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

Основным правовым документом, регулирующим партнерские, хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, признается договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств и любых др утих условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих российскому законодательству, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

Государство гарантирует на территории России защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение сил дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основании законодательных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Закон об иностранных инвестициях регулирует иностранные прямые капиталовложения, т.е. отношения по приобретению иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, таможенной стоимостью не менее 1 млн руб. (ст. 2).

Иностранными инвестициями признаются все виды имущественных, интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в области предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). Закон, признавая то или иное лицо иностранным инвестором, тем самым признает его право на льготы и гарантии, установленные в соответствии с ним.

Иностранные инвестиции осуществляются путем: долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам; приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами; приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Согласно Закону об иностранных инвестициях среди хозяйствующих субъектов выделяются коммерческие организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных юридических лиц (ст. 20, 21). Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня такая организация пользуется правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными данным Законом (п. 6 ст. 4). Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам (п. 3 ст. 4).

Центральное место в Законе об иностранных инвестициях занимают гарантии деятельности инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. Этому вопросу посвящено 11 из 28 статей Закона. В число таких гарантий включаются: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России (ст. 5); гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6); гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора (ст. 8); гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства России (ст. 9); гарантия использования на территории России и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных инвестором денежных сумм (ст. 11), а также целый ряд иных гарантий и льгот.

Определение общего правового режима, предоставляемого иностранным инвестициям, имеет существенное значение для создания благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Согласно ст. 4 Закона, правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан Российской Федерации, за изъятиями, предусмотренными федеральными законами.

В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим и режим наиболее благоприятствуемой нации.

При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке равноправными субъектами (за некоторыми исключениями), что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что национальный режим означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу).

Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.

К изъятиям из принципа национального режима для иностранных инвесторов можно отнести существующие в ряде отраслей тех или иных стран требования взаимности, т.е. выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны.

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству (его юридическим и физическим лицам) в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.

Стороны могут распространить действие этого режима на область экономических отношений, ограничить его действие лишь вопросами торговли, мореплавания и т.п., могут договориться о его применении только к отдельным областям регулирования их экономических отношений (например, к таможенному обложению).

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто некоммерческими, возрастает при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения и т.д. Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства, применение иных принудительных мер.

Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий. Предоставляемые инвесторам государственные гарантии подразделяют на три основных вида:

■ гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;

■ гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;

■ гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Так, в силу ст. 8 Закона иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.

Кроме того, иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний российских государственных органов либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.

Выплачиваемая иностранному инвестору компенсация должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций непосредственно до момента, когда официально стало известно о фактическом осуществлении либо о предстоящей национализации или реквизиции. Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных иностранному инвестору в результате указанных действий, осуществляется органом, допустившим такие действия.

Статья 10 Закона об иностранных инвестициях содержит гарантии, касающиеся судебного порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. В частности, споры по вопросам размера, условий и порядка выплаты компенсации инвестору разрешаются в арбитражных судах.

Гарантия стабильности прав иностранных инвесторов обеспечивается и стабилизационной оговоркой (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях), которая предусматривается на случай, если государство вводит новое законодательство, существенно ухудшающее условия инвестиционной деятельности, вследствие чего инвестор не получает от такой деятельности результатов, на которые он мог рассчитывать, осуществляя капиталовложения. Такая оговорка призвана сохранить неизменными для инвестора условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора.

Традиционной разновидностью стабилизационной оговорки является так называемая "дедушкина оговорка" (grandfathers clause), согласно которой на инвестора в течение времени, предусмотренного в оговорке, не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, принятых после того, как инвестор приступил к инвестированию капитала, и изменивших условия его деятельности в худшую сторону. Оговорку потому и называют "дедушкиной", что она сохраняет в силе прежнее, старое законодательство.

"Дедушкина оговорка" облегчает временный иммунитет от действия новых законов и иных нормативных правовых актов, создает для инвестора переходный период, в течение которого он может подготовиться к менее благоприятным условиям деятельности либо даже успеть возместить свои затраты и получить прибыль на вложенный капитал. Эта оговорка очень проста и удобна в применении, а если она достаточно продолжительна, то способна стать эффективным инструментом привлечения инвестиций.

В Законе есть позиция ("дедушкина оговорка"), смысл которой состоит в том, что после вложения инвестором первого рубля в реализуемый им проект над ним как бы раскрывается зонтик. Если произойдут изменения, ухудшающие условия ведения бизнеса, то они не будут распространяться на данный конкретный объект до срока его окупаемости, но, как правило, не более семи лет. Этот срок – некое обобщение: два года реализуется средний проект, еще пять лет уходит на то, чтобы он окупился. По приоритетным инвестиционным проектам (более 1 млрд руб. или эквивалент в валюте по курсу ЦБ РФ) предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия "дедушкиной оговорки".

В случае если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, не применяются в течение установленных законом сроков в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов (ст. 9 Закона об иностранных инвестициях).

Следует иметь в виду, что "дедушкина оговорка" (как и иные стабилизационные механизмы) применяется только в тех случаях, когда стороной в договоре с иностранными инвестициями выступает принимающее государство, поскольку она не допускает нарушения баланса интересов сторон. Когда же в договоре выступают два частных лица (российский предприниматель и иностранный инвестор), нарушения баланса интересов сторон просто не происходит. Стабилизационная оговорка либо применяется к обеим сторонам (если законодательство распространяет ее на всех субъектов хозяйственных отношений), либо не применяется ни к одной из них. Статья 9 Закона конкретизирует, что данные правила распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.

Но стабилизационная оговорка не применяется автоматически ко всем случаям ухудшения условий инвестирования в связи с принятием нового законодательства. Ее положения не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом об иностранных инвестициях гарантируется, что предприятия с иностранными инвестициями вправе осуществлять любые виды деятельности, отвечающие уставным целям этих предприятий, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.

Для ведения страховой, посреднической и иной профессиональной деятельности на фондовом рынке, связанной сдвижением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Минфина России. Для ведения банковской деятельности вновь образуемой российской кредитной организации с иностранными инвестициями требуется лицензия ЦБ РФ. Законом также оговаривается, что Правительство РФ может определять иные виды деятельности, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения (лицензии).

Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений регулирует инвестиции в объекты капитальных вложений, под которыми понимаются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества за изъятиями, установленными федеральными законами.

Закон о соглашениях о разделе продукции регулирует порядок заключения соглашений о разделе продукции (ст. 6); возникновение права собственности инвестора на произведенную продукцию (ст. 9); налоги и платежи при выполнении соглашений (ст. 13); государственные гарантии прав инвесторов (ст. 18); порядок разрешения споров (ст. 22).

С точки зрения организационно-правовых форм осуществления капиталовложений принято выделять так называемые договорные формы капиталовложений и корпоративные формы инвестирования.

Договорные формы инвестиций, относящиеся к прямым инвестициям, регулируются специальными законами: Законом о финансовой аренде и Законом о соглашениях о разделе продукции. Договорные формы инвестиций, представленные двумя типами договоров, объединяет то, что они заключаются на длительный срок, предполагают участие сторон в прибылях или убытках, образуемых в результате основанной на договоре совместной деятельности участников договора. Договоры отражают организационные элементы, обеспечивающие согласованность в действиях сторон, направленных на осуществление производительной деятельности и получение прибыли. Особенностью указанных форм инвестиций являются также способ и порядок налогообложения, что объясняется осуществлением именно совместной (а не каждого из участников соглашения отдельно) деятельности.

Названные договоры в то же время содержат весьма существенные различия. Договор о лизинге заключается между инвестором-арендодателем и равным по статусу участником рыночных отношений.

Соглашение о разделе продукции имеет гражданско-правовой характер. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации. Данные отношения складываются между двумя сторонами: Российской Федерацией как государством и инвестором, которым может быть и иностранное юридическое лицо или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц (ст. 3 Закона о соглашениях о разделе продукции). Соглашение о разделе продукции заключается между государством, от имени которого выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, и инвестором. Договор лизинга регулируется § 6 гл. 34 ГК РФ, а нормы Закона о финансовой аренде являются специальными. Соглашение о разделе продукции в силу неравного положения сторон в договоре включает в себя условия, необходимые для того, чтобы это соглашение регулировалось в рамках гражданского законодательства. Статьи 17 и 23 Закона о соглашениях о разделе продукции обеспечивают такую возможность реализации соглашения как гражданско-правового договора. Указанные статьи придают сходство соглашению о разделе продукции с концессионным договором, который в современной мировой практике также является институтом гражданского права.

Законодательство о договорных формах инвестиций отражает специфику предмета заключаемых договоров – инвестирование имущества инвестором с целью извлечения прибыли. По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной в договоре (арендатором) имущество и предоставить его арендатору во временное владение и пользование на условиях аренды. Это представляет собой разновидность операции по финансированию арендодателем деятельности арендатора на базе арендованного оборудования. Инвестицией в данном случае является сумма стоимости имущества, приобретенного арендодателем для арендатора.

Предметом Соглашения о разделе продукции являются инвестиции как в денежной форме, так и в форме имущества и (или) имущественных прав. Инвестор выступает не только в роли источника финансирования, но и в роли организатора работ по соглашению (п. 4 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции), привлекает российских юридических лиц к работам по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков на основании договоров (контрактов) с указанными лицами (п. 2 ст. 7 Закона). Согласно Закону о соглашениях о разделе продукции инвестор (в качестве которого могут выступать наряду с иностранными гражданами и юридическими лицами также и граждане России, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц) осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и является пользователем недр на условиях соглашения (п. 1 ст. 3 Закона).

В целях создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации был принят Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-Φ3 "Об инвестиционном товариществе".

Этот закон регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества), включая правовое положение и ответственность участников договора инвестиционного товарищества, порядок установления, изменения или прекращения прав и обязанностей участников такого договора.

По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли, при этом один или несколько товарищей (управляющие товарищи) осуществляют от имени остальных товарищей ведение общих дел товарищей.

Договор инвестиционного товарищества должен быть заключен с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия. Максимальный срок действия договора инвестиционного товарищества составляет 15 лет. В случае если срок действия договора инвестиционного товарищества не указан, такой договор действует в течение 15 лет.

Договор инвестиционного товарищества, как и все вносимые в него изменения, дополнительные соглашения и приложения к нему, инвестиционные декларации, соглашения о полной или частичной передаче товарищами своих прав и обязанностей по договору инвестиционного товарищества, предварительные договоры об этом, доверенность на ведение общих дел товарищей подлежат нотариальному удостоверению в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество товарищей.

Участниками договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Некоммерческие организации могут быть участниками такого товарищества в случаях, установленных федеральным законом, если осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, участвуют в качестве стороны договора инвестиционного товарищества с учетом установленных международными договорами и законодательством РФ особенностей правового положения этих лиц.

Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, не могут выполнять функции управляющих товарищей.

Закон допускает участие одного лица в нескольких договорах инвестиционного товарищества.

Максимальное число участников договора инвестиционного товарищества не должно быть более 50.

Каждый товарищ обязан внести вклад в общее дело, которое образует общее имущество товарищей.

Вкладом управляющего товарища признается все то, что управляющий товарищ вносит в общее дело, включая деньги, иное имущество, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку, профессиональные и иные знания, навыки и умения, деловую репутацию. Не допускается внесение подакцизных товаров в качестве вклада в общее дело управляющим товарищем. Вкладом товарища, не являющегося управляющим товарищем, в общее дело могут быть только денежные средства.

Размер доли каждого из товарищей в общем имуществе товарищей определяется пропорционально стоимости внесенных ими вкладов в общее дело.

Каждый товарищ имеет право: получать часть прибыли от участия в договоре инвестиционного товарищества; знакомиться со всей документацией по ведению общих дел товарищей; получить свою долю в общем имуществе товарищей по истечении срока действия договора инвестиционного товарищества или по достижении установленной им цели; участвовать в принятии решений, касающихся общих дел товарищей.

Корпоративные формы инвестиций или инвестиции, осуществляемые путем учреждения или создания (инкорпорации) юридического лица, с момента принятия первых законов об иностранных инвестициях рассматривались как основная правовая форма инвестиций. Такой особый вид юридического лица, как совместное предприятие, был создан задолго до начала экономических реформ и прошел долгий путь эволюции от совместного предприятия, регулируемого постановлениями Правительства СССР от 13.01.1987 № 48 и № 49, и предприятия с иностранными инвестициями, регулируемого Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", до коммерческих организаций с иностранными инвестициями, регулируемых Законом об иностранных инвестициях.

Важным элементом в характеристике коммерческих организаций с иностранными инвестициями было то, что их особый правовой статус обеспечивался присутствием иностранных инвестиций. В настоящее время под корпоративными формами инвестиций понимаются хозяйственные товарищества и общества, регулируемые ГК РФ, к которым относятся коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Действующий Закон об иностранных инвестициях предусматривает, что особый статус коммерческой организации с иностранными инвестициями связан лишь с объемом вкладываемых учредителем (участником) инвестиций, а не с самой организационно-правовой формой, которая продолжает служить правовой формой инвестиций, действующей, правда, в другом режиме.

"Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников – в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом" (абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).

Корпоративные формы инвестиций предполагают, что инвестиционными отношениями являются отношения между акционером и акционерным обществом, участником общества с ограниченной ответственностью и самим обществом. Этому способствуют правовое регулирование этого типа объединений, основанное на том, что акционер-инвестор несет ответственность, ограниченную размером вклада (доли) в уставном капитале. Становясь акционером, участником общества с ограниченной ответственностью, инвестор принимает на себя риск утраты имущества в случае банкротства и признания несостоятельности общества.

Принятие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" повлекло за собой изменения в Законе об иностранных инвестициях, коснувшиеся порядка создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Согласно новой редакции ст. 20 этого Закона, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц[1].

С принятием Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" была введена единая система регистрации юридических лиц. Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями принятие указанного Закона означало отказ от особой системы регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Прежняя система государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями не выполняла своих задач по регулированию инвестиций. Именно поэтому в разных отраслях, даже подпадающих под действие Закона об иностранных инвестициях, например в отрасли, регулируемой законом об авиации, стало возможным включение дополнительных требований к случаям создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями[2]. Переход на единую систему регистрации юридических лиц, включая случаи создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, означает применение национального режима к последним при сохранении возможности предусмотреть в законе изъятия из национального режима ограничительного характера (п. 1 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях).

Для филиалов иностранных юридических лиц порядок создания остается прежним (ст. 21). Однако следует учитывать, что сам Закон об иностранных инвестициях имеет ограниченную сферу применения. Его действие не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации (п. 2 ст. 1). Закон об иностранных инвестициях нс распространяется также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации.

Законами о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела предусматриваются специальные требования, применяемые при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Сохранение специальных требований является своего рода защитой национальных производителей от конкуренции иностранных компаний, стремящихся утвердиться на рынке Российской Федерации[3]. Эти же цели преследует система допуска иностранных инвестиций, применяемая и в других странах[4].

Принятие части третьей ГК РФ, в частности, раздела VI "Международное частное право", также вносит новые черты в концепцию правового регулирования иностранных инвестиций. Обобщающее понятие "личный закон" используется для применения коллизионных норм и для регулирования инвестиционных отношений.

В зависимости от того, какой признак берется за основу для определения личного статута – место инкорпорации, место нахождения главного органа управления, – зависит общее направление политики государства в отношении "учреждения", т.е. свободы перемещения компаний из одного государства в другое. Учреждение (создание) компании в "удобной" с точки зрения налогообложения и других условий деятельности стране, перенос органов управления из одной страны в другую предполагают свободу выбора личного статута и обеспечивают свободный перелив инвестиций из одного государства в другое. ГК РФ берет за основу признак места учреждения и определяет личный закон на основании права страны, где это лицо учреждено. Зарегистрированное в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо является российским, независимо от состава его учредителей, так как его личным статутом является российский закон.

Одним из средств формирования внешней инвестиционной политики является разработка и принятие типовых (модельных) двусторонних межправительственных соглашений, таких как соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Такое типовое соглашение было утверждено постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456. В нем закреплено положение о порядке рассмотрения инвестиционных споров, согласно которому допускалось обращение инвестора в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный на основании Вашингтонской конвенции 1965 г. Благодаря Дополнительному протоколу к этой Конвенции, подписанному в 1979 г., обращение инвестора к процедурам по урегулированию инвестиционных споров допускается и в тех случаях, когда государство – сторона в инвестиционном споре не является участником данной Конвенции.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2002 № 229 "О внесении дополнения и изменений в Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 456" были внесены существенные изменения в формулировку ст. 3 о режиме капиталовложений, связанные с действием Соглашения об учреждении ВТО, включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), а также любой многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием обеих договаривающихся сторон и которая будет касаться режима капиталовложений. С учетом действия этого постановления Типовое соглашение, которым устанавливаются двусторонние международные обязательства в отношении режима инвестиций, предусматривает следующее. Государства, участвующие в двустороннем соглашении о поощрении и защите капиталовложений, обязуются применять нормы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (далее – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве) от 24 июня 1994 г., а также исполнять обязательства, связанные с принятием Соглашения об учреждении ВТО, включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами. Под иными многосторонними договорами в области инвестиций имеются в виду Вашингтонская конвенция 1965 г., Сеульская конвенция 1985 г. и Договор к Энергетической хартии 1994 г.

Названные в постановлении международные многосторонние договоры могут предусматривать правила, касающиеся установления изъятий из национального режима, направленных на защиту национального производителя. Такие правила международного регулирования инвестиций представляют собой правила конкуренции между государствами на мировых рынках инвестиций. Согласно этим правилам, государство сохраняет за собой возможность пользоваться введением ограничений для иностранных инвесторов в отдельных отраслях экономики, но берет на себя обязательство обеспечивать прозрачность и гласность в применении такого рода ограничительных изъятий. Так, в соответствии со ст. 28 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве формулируются обязательства сторон в Соглашении относительно режима, предоставляемого компаниям и их дочерним компаниям. Эти обязательства прямо касаются положений Закона об иностранных инвестициях о предоставлении соответствующего режима коммерческим организациям с иностранными инвестициями.

Согласно формулировке, принятой в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, Сообщества и их государства обязуются предоставлять российским компаниям и их дочерним компаниям в вопросах их учреждения и условий деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый другим компаниям Сообщества, или режим, предоставляемый компаниям Сообщества, являющимся дочерними компаниями любой третьей страны, в зависимости оттого, какой из них лучше (п. 2 ст. 28). Россия же берет на себя обязательство предоставлять дочерним компаниям Сообщества в России режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый другим российским компаниям, или режим, предоставляемый российским компаниям, являющимся компаниями любой третьей страны, в зависимости от того, какой из них лучше (п. 3 ст. 28). Включение подобного рода условий в двусторонние Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключаемые с государствами Европейских сообществ, обеспечивается действием постановления Правительства РФ от 11.04.2002 № 229.