Правовое положение граждан

В годы войны у части населения возникло ощущение возможных перемен. В частности, крестьяне считали, что Сталин примет решение отказаться от колхозов в благодарность солдатам-крестьянам за героизм в войне. В итоге 9 февраля 1946 г. Сталин специально выступил на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы с речью, в которой победа в войне объяснялась преимуществами советского общественного и государственного строя. Колхозный строй остался неизменным. Очень быстро была восстановлена довоенная структура общества. Помимо конституционно зафиксированных рабочего класса, трудового крестьянства и интеллигенции, фактически все более обособленной группой становится бюрократическая верхушка, руководящие работники партийных, советских органов, а также руководство отдельных отраслей народного хозяйства. Восстановление народного хозяйства вновь проводилось во многом за счет колхозного крестьянства.

В декабре 1947 г. была отменена введенная в годы войны карточная система распределения. Тогда же была проведена денежная реформа, которая носила, по сути, конфискационный характер. Первые 3 тыс. руб. вклада в сберегательных кассах обменивались один к одному, суммы от 3 до 10 тыс. руб. – в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. – в соотношении 2:1. Наличные же деньги обменивались в соотношении 10:1. Поскольку вклады в сберкассах были преимущественно у городского населения, обмен оказался невыгодным прежде всего для села. Реформа, проведенная таким образом, позволила сократить государственный долг и уменьшить связанные с ним расходы государственного бюджета. Граждане лишились своих накоплений. Впрочем, считалось, что эти накопления образовались лишь у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен и спекуляции. Правда, одновременно с денежной реформой в течение 1947–1950 гг. розничные цены на товары массового потребления несколько раз снижались. При этом действовало постановление Совмина от 14 декабря 1947 г. "О нормах продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки".

В 1946–1947 гг. велась разработка новой программы ВКП(б) и проекта новой Конституции СССР. Проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. В нем допускалось существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, основанное на личном труде. При обсуждении проекта, который разослали в республики и наркоматы только высшему руководству, высказывались идеи о децентрализации экономики, предоставлении больших хозяйственных прав местным органам власти. В основу новой программы была положена идея перерастания диктатуры пролетариата в общенародное государство. Ужесточение политического режима приостановило работу над обоими проектами.

Трудовое право и право социального обеспечения

Для возобновления нормального режима труда восстанавливались нормы трудового законодательства: отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Для закрепления работников на предприятиях вновь стали широко использовать систему морального и материального стимулирования: почетные грамоты, фотографии на досках почета, ордена, медали, денежные премии. Передовики производства в первую очередь получали денежные ссуды на индивидуальное жилищное строительство, на приобретение товаров через систему отделов рабочего снабжения (ОРСы). Росла среднемесячная зарплата рабочих и служащих. Материальное положение партийнобюрократической верхушки улучшаюсь значительно быстрее. Согласно постановлению Совета Министров СССР в 1948 г. в дополнение к основному окладу руководящих работников им стало выплачиваться временное денежное довольствие, что продолжалось до 1956 г. К числу льгот и привилегий номенклатуры относились также улучшенное жилье, медицинское обслуживание, лечебное питание, льготные санаторные путевки, пользование автомобилями и госдачами, а также повышенные пенсии.

С завершением войны потребовала решения проблема трудовых ресурсов. Прежде всего это касалось эвакуированных работников промышленности, которые настаивали на возвращении домой. На заводах были отмечены забастовки, снизилась производительность труда. Некоторые работники самовольно покидали свои предприятия. 25 августа 1946 г. Совмин СССР принял специальное постановление "О повышении заработной платы и строительстве жилищ для рабочих и инженерно-технических работников предприятий и строек, расположенных на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке". Только через два года постановлением Совмина СССР от 7 марта 1947 г. была смягчена уголовная ответственность за самовольное оставление места работы (два – четыре месяца, тогда как по указу от 26 декабря 1941 г. за это полагалось пять – восемь лет). 31 мая 1948 г. уголовная ответственность за это деяние была отменена.

Важнейшей задачей была подготовка квалифицированных кадров для промышленности. Главным средством ее решения оставалась система фабрично-заводских училищ (ФЗУ). Большинство учащихся было из деревень. Их привлекала возможность переехать в город, получить квалифицированную оплачиваемую работу, пенсию, возможность дальнейшего образования. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Сразу после войны была восстановлена система всеобщего начального образования, а с 1952 г. гарантированным становится вечернее образование.

Колхозное право

Труд колхозников оплачивался символически, что приводило к попыткам покинуть село и развитию подсобных хозяйств. В условиях принудительного прикрепления крестьян к колхозам сделать это было довольно сложно. Продолжали действовать довоенные положения, согласно которым принять колхозника на работу в городе можно было лишь при наличии паспорта и справки правления колхоза о согласии на отход колхозника. Между тем далеко не все колхозники имели паспорта. Нарушался и принцип свободного волеизъявления гражданина при приеме в колхоз: по достижении 16 лет дети колхозников зачислялись в колхоз автоматически. В 1950 г. Министерство юстиции СССР разъяснило, что колхозники, не выработавшие обязательного минимума трудодней в связи с самовольным, без разрешения колхоза, уходом в отход, должны нести ответственность по указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г. "О судебной ответственности колхозников за невыполнение минимума трудодней" за тот период, в течение которого они отсутствовали в колхозе, с отбыванием наказания по месту работы. Это касалось и подростков, достигших 16 лет.

За годы войны подсобные хозяйства выросли за счет колхозных земель, захваченных самостийно или с разрешения правлений и председателей колхозов. Однако но окончании войны в приусадебных участках усмотрели опасность возрождения мелкобуржуазных отношений. Кроме того, по объему производимой сельскохозяйственной продукции эти, по сути, частные минипроизводства успешно конкурировали с социалистическим колхозносовхозным сельским хозяйством. Тем самым ставился под угрозу тезис о большей эффективности социалистического уклада на селе.

19 сентября 1946 г. было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совмина "О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах", а 25 октября того же года – постановление "Об обеспечении сохранности государственного хлеба". В них отмечались факты "расхищения" колхозных земель и колхозной собственности, сохранение устаревших заниженных норм выработки, злоупотребления работников партийных и советских органов. В первом документе детально описывалось, где и в какие сроки следует сеять и убирать. Нарушения предлагалось устранить, а виновных следовало привлекать к судебной ответственности. Для контроля за исполнением постановления был создан Совет по делам колхозов во главе с членом Политбюро А. А. Андреевым. Следствием этих постановлений стали массовые репрессии председателей колхозов, бригадиров, заведующих фермами. Одним из главных требований было сокращение размеров личных приусадебных хозяйств. В последующие годы приусадебные крестьянские хозяйства облагались постоянно растущими налогами. К их числу относился продовольственный налог, который сохранялся до 1958 г. в виде обязательных поставок сельскохозяйственной продукции. Продукция исчислялась с каждого крестьянского хозяйства, в городах и поселках – с головы скота в хозяйствах рабочих и служащих, имевших домашний скот. Продукция приобреталась государством по ценам, составлявшим около 10% реальных. С колхозных дворов мясо и яйца должны были сдаваться независимо от наличия в хозяйстве скота и птицы. Быстро рос и денежный налог с крестьянских дворов. С 1940 по 1952 г. его сумма увеличилась в пять раз. Причем она не могла быть покрыта денежными доходами от труда в колхозе, что вынуждало крестьян продавать на базаре продукты своего труда. К взысканию недоимок по обязательным поставкам сельхозпродукции и штрафов за невыполнение поставки в срок не применялся срок давности.

На рубеже 1940–1950-х гг. проводилось укрупнение колхозов и завершалась коллективизация на присоединенных перед войной территориях. Она проводилась в соответствии с принципами 1930-х гг., сопровождалась репрессиями и депортациями населения. Эту же линию продолжал указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. "О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни". Этот указ не был опубликован, как и многие другие указы 1930–1940-х гг. Однако его ОГЛАВЛЕНИЕ было доведено до колхозов и колхозников.

Проходили колхозные собрания, где принимались решения о выселении колхозников, которые не выработали минимума трудодней, имели крепкое личное хозяйство. За время действия указа было выселено 33 266 колхозников и 13598 членов их семей. Совет по делам колхозов отмечал, что "в результате проведенных мероприятий в колхозах значительно повысилась трудовая дисциплина, увеличился выход на работу колхозников, не участвовавших ранее в общественном производстве"[1].

Уголовное право

В послевоенные годы постепенно ужесточался политический режим в СССР. Это не случайно. Война породила у советских людей надежды на либерализацию общественной жизни, ослабление цензуры, расширение свободы творчества. У людей, оказавшихся в годы войны в Европе, личные впечатления не вполне совпадали с пропагандистскими представлениями о капитализме, навязываемыми народу. У многих завязались дружеские отношения с представителями союзнических армий. Однако противостояние с капиталистическим миром продолжалось, а в условиях начинающейся холодной войны идеологический прессинг населения вновь усиливается. Об этом шла речь в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, которые были приняты в 1946– 1948 гг. В частности, постановление от 14 августа 1946 г. о журналах "Звезда" и "Ленинград" подвергло убийственной критике творчество Μ. М. Зощенко и А. А. Ахматовой. Начавшаяся политика "железного занавеса" закономерно проявилась в указе от 15 февраля 1947 г. "О воспрещении регистрации браков граждан СССР с иностранцами", который действовал до сентября 1953 г. Началась кампания по борьбе с космополитизмом за "подлинный" интернационализм и советский патриотизм, которая направлялась Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). 26 мая 1947 г. в СССР была отменена смертная казнь, однако уже в январе 1950 г., в связи с арестами по "ленинградскому" делу "преступников" самого высокого ранга, смертная казнь восстанавливается.

Наука советского уголовного права начала формироваться после 1917 г. и долгое время отрицала достижения дореволюционной юридической мысли. Тем не менее из классической школы уголовного права с неизбежностью заимствовались такие основополагающие понятия, как "вина", "наказание", "соучастие" и пр. Из социологической школы в советскую науку пришли представления о теории опасного состояния личности, мерах социальной защиты. К 1940-м гг. уже сложилась определенная научная база, которая позволяла обосновать некоторые актуальные по тому времени новеллы уголовного законодательства. К числу поисковых направлений относились разработки института соучастия. Так, предлагалось выделить соучастие первого и второго рода и тем самым избавиться от понятия "прикосновенности к преступлению". Это позволило бы расширить понятие соучастия, включить в него всякое укрывательство, недоносительство, попустительство. Допускалось также введение нормы о неосторожном соучастии[2].

21 февраля 1948 г. издается указ Президиума Верховного Совета СССР, на основании которого особо опасные государственные преступники могли быть сосланы в бессрочную ссылку. К их числу относились, в соответствии с терминологией того времени, не только шпионы и террористы, но и троцкисты, правые, меньшевики, анархисты, националисты, белоэмигранты и другие лица, "представляющие опасность по своим антисоветским связям и вражеской деятельности". Особое совещание при МГБ СССР имело право направлять в бессрочную ссылку лиц, уже отбывших наказание по этим статьям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. "Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны" было установлено, что выселение проведено без права возврата к прежним местам жительства. За попытку покинуть место ссылки устанавливалась ответственность в 20 лет каторжных работ.

4 июня 1947 г. указом Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества"[3] усиливается ответственность за хищение государственного имущества. Санкция по этому преступлению увеличивается до 10, а в случае повторного деяния – до 25 лет заключения в исправительно-трудовом лагере. За хищение колхозного, кооперативного и иного общественного имущества устанавливалась санкция соответственно до 8 или до 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. При необходимости суд мог дополнить наказание конфискацией имущества. Недоносительство о готовящихся хищениях каралось лишением свободы на срок до пяти лет или ссылкой на срок до восьми лет.