Правовое обеспечение деятельности операторов в процессе трансграничного информационного взаимодействия

В качестве активного участника международных отношений Россия заинтересована в интенсивной разработке мер по активизации работ в области использования электронных подписей. И естественно, что это один из актуальных вопросов правового регулирования процессов использования информационных технологий в гражданско-правовых и публично-правовых отношениях современного международного партнерства и сотрудничества.

Напомним, что в связи с принятием Закона об информации в июле 2006 г. отменен Федеральный закон от 04.07.1996 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". Этот факт, а также большая дискуссия, сопровождавшая принятие четвертой части ГК РФ, включившей в свой состав и такие предметы правового регулирования, как программы для ЭВМ и баз данных, вопросы использования фирменных знаков и др., создали условия для более детального и предметного регулирования электронных трансграничных отношений. На первом плане стоит проработка вопросов о правовых механизмах легализации электронных документов в трансграничном пространстве и обеспечения доверия между участниками такой формы информационного взаимодействия.

Как известно, вопросы взаимодействия двух или более сторон – пользователей средств ИКТ между собой и с операторами телекоммуникационных сетей проработаны не так полно, как это требуется для освоения информационного пространства.

Выявление всего состава субъектов, пользующихся средствами трансграничного информационного взаимодействия, требует построения достаточно ясной и полной модели отношений этих субъектов на основе законодательства государств – участников международных отношений. И здесь работают нормы права различных его отраслей. Но одновременно в обеспечении электронных форм взаимодействия разных субъектов принимают участие специализированные структуры, обеспечивающие работу информационных систем и сетей. Это провайдеры или операторы системы или сети. Специалисты насчитывают их несколько видов. Но в данном случае речь идет о новом виде операторов связи. Они не только обеспечивают обычные операции обращения информации между конечными и промежуточными пунктами прохождения данных по сети, но и призваны выполнять дополнительные функции. Эти функции связаны с выполнением операций и процедур, необходимых для создания определенной степени доверия сторон – участников информационного обмена к получаемой электронной корреспонденции – электронным документам или сообщениям.

Перед законодателем и правоприменителями возникают две сферы регулирования. В гражданско-правовых и публично-правовых отношениях субъектов права выступают стороны, находящиеся в юрисдикции своих систем законодательства, в юрисдикции своих государств и соблюдающие международные нормы, ратифицированные "своим" государством. Информационное взаимодействие по поводу вышеозначенных отношений регулируется гражданским и публичным правом каждого государства, что не мешает вести работу по гармонизации и сближению законодательства разных государств, сотрудничающих между собой.

В этой сфере действуют и международные акты. Например, конвенция Совета Европы, которая затрагивает одновременно сферу публичных и частных отношений. Это Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации, принятая 23 ноября 2001 г. в Будапеште. Можно назвать ряд конвенций и конкретных соглашений о борьбе с преступностью, терроризмом, о правах человека и гражданина, Конвенцию ООН о правах ребенка и т.д. К настоящему времени имеется множество разных видов международных актов о сотрудничестве государств в различных сферах жизни общества. И все это требует активного документального взаимодействия как в открытых системах информации, так и в системах специального режима обмена информацией.

В данном случае затрагиваем вопросы открытого информационного взаимодействия сторон конкретных правовых отношений на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Если международное законодательство и законодательства большинства стран признают значимость проблемы сотрудничества, использование электронного способа взаимодействия, то остается вопрос о том, как обеспечивается процедура такого взаимодействия и признания легальности электронного документа, поступившего из страны в страну, попадающего в другую систему юрисдикции. Привычные способы доставки бумажных документов в этих процессах видоизменяются и требуют дополнительных гарантий, основная задача которых – обеспечить доверие к новой, электронной форме представления информации.

Как же выстраивается правовое решение проблемы в условиях повой ситуации? На каких уровнях и какие нормы права помогают найти и применить это решение?

Условия выработки решения этого вопроса требуют учесть: 1) расширение информационного пространства, выбора его среды из глобального масштаба Интернета (среда отправителя электронного документа, сообщения и страна получателя); 2) увеличение субъектов отношений пропорционально числу взаимодействующих сторон (адресатов); 3) расширение правового регулирования отношений за счет включения задач процедурного и процессуального плана между основными субъектами-сторонами и их доверенными операторами сети.

Обязанности операторов предусматривают не просто включение в сеть корреспонденции, но и ответственность за удостоверение фактов:

• действия и достоверности электронной цифровой подписи отправителя на момент отправления сообщения (документа) с его электронной цифровой подписью;

• целостности и своевременности получения ее доверенным оператором второй стороны;

• регистрации отправленного сообщения;

• проставления времени отправления и получения корреспонденции доверенным оператором второй стороны с учетом возможных изменений часового пояса;

• оповещения отправителя о передаче его корреспонденции по указанному электронному адресу второй стороны путем отсылки ему соответствующего уведомления (квитанции), а также подтверждения факта доступа адресата к полученному (отправленному) сообщению.

Выполнение этих операций провайдерами (операторами) субъектов А и Б – сторонами основного правоотношения – требует не только наличия правовых норм о соответствующих процедурах, но и норм наднациональных, признаваемых юрисдикцией обеих стран, представителями которых являются участники этой формы отношений.

Сколько и какого ранга должны быть эти межнациональные нормы, регулирующие процедуры выполняемых операций провайдерами (операторами) доверия, служащие основанием для легального признания достоверности в стране – получателе электронного документа содержащейся в нем электронной цифровой подписи соответствующего субъекта (А или Б)? Получается ситуация, похожая на считалку: "А и Б сидели на трубе...". Основное внимание в данном случае обращено к правовому статусу оператора связи, который обязан обеспечить доверие к электронному документу в системе трансграничного взаимодействия конкретных сторон – участников гражданских или публичных правоотношений, находящихся в разных системах юрисдикции.

Весь комплекс отношений вовлекает в систему правового регулирования ряд субъектов с различной компетенцией в области нормотворчества. Если их связи выстроить в соответствии с иерархией их компетенции, то на верхнем уровне окажутся правовые акты субъектов международного правотворчества. Ибо общие принципы задаются такими актами, как конвенции, международные договоры, соглашения. Следующий уровень нормотворчества осуществляется от имени государств – участников конвенций и иных актов этого уровня и реализуется в соглашениях и договорах о признании установленного порядка правоотношений в области информационного взаимодействия в трансграничном формате. Затем наступает очередь реализации отношений в соответствии с установленным международным и национальным законодательством, и это поле договорных отношений между субъектами типа А и Б, осуществляющими конкретные правоотношения в интересующей их области. Они реализуются через договорные или иные отношения по поводу предмета этих отношений и сопровождаются договорами с соответствующими операторами обеспечения доверия к электронным сообщениям (документам) по установленным условиям информационного взаимодействия в договаривающихся государствах.

На рис. 4.1 приведена схема взаимодействия и системной связи правовых актов, обеспечивающих реализацию концепции формирования предоставления государствен-

Рис. 4.1. Схема правового и организационного обеспечения прохождения электронных документов и сообщений

Конвенция – соглашение о трансграничном обмене электронными документами и электронными цифровыми подписями стран-участниц;

А и Б – участники трансграничного обмена электронными документами, субъекты юрисдикции сторон – участниц Конвенции;

СТДС – служба третьей доверенной стороны – участницы Конвенции (служба оператора доверия).

ных услуг по признанию легальности электронной подписи в трансграничном информационном взаимодействии субъектов двух или более государств на основе услуг, оказываемых специальной службой операторов. Их условно можно назвать "служба оператора доверия (СОД)".

Как известно, вопросы взаимодействия пользователя и операторов, а также вопросы взаимодействия разных операторов (провайдеров) между собой рассматривались отдельно от вопросов взаимодействия двух и более пользователей между собой. Это как бы разные плоскости информационного взаимодействия. Но в связи с необходимостью обеспечения доверия к электронному сообщению и признания юридического факта его включения в правовое пространство юрисдикции другого, такого же участника правовых отношений, встали вопросы по определению сути взаимодействия организационного и правового характера между пользователем и операторами систем разных государств, а также отношений операторов между собой.

Приведенная выше схема правовых контактов всех задействованных субъектов в этом процессе достаточно сложна, и совсем не обязательно ее повторять в каждом конкретном случае. Следует иметь в виду, что такой механизм существует, и выстраивать конкретные отношения с учетом создания гарантий, которые субъекты трансграничного общения хотят иметь, вполне возможно. Однако при этом необходимо учитывать, что степень гарантии юридических отношений не в своей стране относительно электронных документов и их подписи будет сопровождаться риском и дополнительными хлопотами. В других случаях неизбежно применить механизм подтверждения доверия через услуги и договорную форму взаимодействия операторов между собой и со своими клиентами[1].

Представленный вариант решения данного вопроса основан на обобщении практики двусторонних соглашений разных стран по обмену информацией, опыта законодательства Польской Республики, опыта стран ЕврАзЭС, СНГ, опыта обеспечения отношений по вопросам электронной торговли в России. Итоги проведенной работы позволили подготовить общую модель взаимодействия всех участников отношений по трансграничной передаче электронного документа и его электронной подписи. Она соответствует требованиям Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, которая принята резолюцией 60/21 Генеральной Ассамблеи от 23 ноября 2005 г. Сферой ее применения является содействие торговле и экономическому развитию на национальном и международном уровнях. Важно отметить такие принципы, как обеспечение технологической нейтральности и функциональной эквивалентности, а также установка на достижение общих решений, приемлемых для государств с "различными правовыми, социальными и экономическими системами".

Имеет значение различие в трактовке терминов "сообщение" как характеристика содержания "заявления", информирующего документа, и "сообщение данных" как подготовленная, отправленная, полученная информация "с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграмму, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими". Рассмотрение этой Конвенции, которая должна быть ратифицирована Российской Федерацией, требует специального места и времени. Подчеркнем лишь такое важное для данной темы положение: Конвенция предусматривает использование "автоматизированных систем сообщений", а это является основанием для разработки программ для систем, включающих и те компоненты правового и процедурного обеспечения, о которых говорилось выше.

И еще одно положение важно для дальнейших работ в области правового обеспечения информационного взаимодействия субъектов РФ в трансграничных транзакциях. Статья 18 Конвенции предусматривает возможность обозначения в подписываемом экземпляре оговорки о том, на какую территорию государства ее действие распространяется. Заметим и то, что исключения, предусмотренные по сфере ее действия, в основном касаются сделок на фондовых рынках, векселей, валютных, межбанковских и т.п. операций, и не включают ограничения на взаимодействие органов публичного сектора.

Все виды информационной специализированной деятельности, а также деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, юридических лиц и иных организаций, граждан реализуются через конкретные правоотношения. В связи с этим гл. 5 учебника посвящена в том числе методам правового регулирования, а настоящая глава – также правоотношениям в информационной сфере.