Правовое государство и его признаки.

Правовое государство - это доктринальное, идеологическое понятие; концепция, которая задает государствам модель оптимального устройства. На определенном этапе некоторые современные развитые государства стали наращивать отдельные признаки правового государства; зарождение части таких признаков можно отнести к периоду буржуазных революций или даже раньше. Идеально правовых государств не существует. Есть государства, которые принято считать правовыми или которые сами считают себя правовыми. В основном это развитые государства западного типа (например, Швеция), хотя и там есть проблемы с правами человека и есть вопросы, касающиеся содержания государственно-правового режима. Слово "правовое" применительно к государству не означает, что государство - эталон, образец, пример в обеспечении прав человека. Слово "правовое" добавляется как достаточно условное определение; на самом деле речь идет об "условно правовых" государствах.

Правовой характер государства в той или иной степени зафиксирован в конституциях ФРГ, США, Франции, Австрии, Греции. Россия также обозначена в Конституции РФ как правовое государство (ст. 1); в действительности в нашей стране, как и в других странах, много остаточных явлений прошлого; у всех таких государств еще есть заделы для совершенствования своей правовой природы. Политики, эксперты-практики и государствоведы-ученые разных стран спорят по поводу правового характера ведущих развитых стран.

В самом деле, может ли считаться правовым государство, если в нем функционирует более 30 различных спецслужб с огромным аппаратом и исключительными полномочиями, а выборы президента - не прямые, а двухступенчатые (США)? Может ли считаться правовым государство, если оно принимает полицейские меры по этническому принципу (изгнание цыган) и инициирует бомбардировки другого государства, в результате которых гибнет гражданское население (Франция - Ливия, 2011)?

Корни учения о правовом государстве уходят в идеи древних философов (Аристотель и др.), которые говорили о незыблемости и верховенстве закона, необходимости соответствия закона праву. Мысль Цицерона о том, что государство - это достояние народа, фактически означала "юридизацию государства". Немецкий философ Эммануил Кант (1724-1804) определял государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". В первой половине XIX в. в работах немецких ученых появился сам термин "правовое государство".

Видно, что одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может "перешагивать" через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Элементы/признаки правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. Еще во времена раннего феодализма в Европе собирались, пусть и нерегулярно, съезды феодалов; позднее они трансформировались в парламенты. Судебные системы Англии и Франции появились и оформились, потому что существовало право вассала на публичный суд, который должен был твориться не господином, а каким-то третьим лицом. Практическое воплощение некоторых элементов правового государства началось, по всей видимости, в Англии более 700 лет назад: в 1328 г. был принят так называемый Нортхэмптонский статут (закон), в соответствии с которым никакое королевское распоряжение не должно было и не могло влиять на ход правосудия. Фактически в древней Англии сложилось определенное разделение властей на королевскую законодательно-исполнительную и королевскую судебную ветви власти, а между этими ветвями власти встал Нортхэмптонский статут как прообраз механизма сдержек и противовесов.

Следовательно, механизм разделения властей, система сдержек и противовесов, уравновешивающая ветви власти, - все это необходимые элементы правового государства. Правда, не следует забывать, что в Европе эти элементы появлялись в государствах классовых, в которых один класс (меньшинство) угнетал другой класс - большинство народа.

Разделение властей - необходимое условие правового государства, одно из средств общественной безопасности. Государство само по себе объективно может быть опасным для общества, и общество должно иметь возможность контролировать власть. Смысл концепции разделения властей состоит в том, что власть должна быть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти имеет свои задачи и функции, является самостоятельной и автономной, находится в определенном балансе с другими ветвями власти.

Ни одна ветвь власти не должна иметь возможность "встать над другими" ветвями власти, подмять их под себя. А для этого во взаимоотношения между ветвями власти необходимо "вмонтировать" механизм системы сдержек и противовесов, т.е. распределить полномочия таким образом, чтобы ни одна ветвь не получила слишком сильные полномочия; чтобы каждая ветвь власти на применение против нее какого-то инструмента воздействия могла применить "контринструмент". Эта система заставит ветви власти контролировать, уравновешивать друг друга и ослабит опасность власти для общества, опасность узурпации власти одним лицом, партией, классом.

Идеи разделения властей развивал Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Он, в частности, указывал, что нет свободы, если исполнительная и законодательная власти соединены; судебная власть должна быть отделена, иначе воцарится произвол и угнетение.

Итак, попробуем синтезировать основные элементы/ признаки правового государства. К ним, в частности, относятся:

o приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом); в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина;

o наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество несут взаимные права и обязанности, "говорят на одном языке", понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность. В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли "хозяина", "надсмотрщика", "господина", "начальника". В правовом государстве роль государства кардинально меняется: оно становится "партнером", может быть даже "слугой" общества или своеобразным "менеджером" (управленцем), которого общество нанимает для ведения общих дел;

o разделение властей. Это предполагает, что власть разделена на три истин законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение называется горизонтальным разделением властей. В правовом государстве власть не должна быть сосредоточена в одних руках, существуют демократические процедуры передачи власти, контроля за властью. В государстве обеспечивается система сдержек и противовесов между ветвями власти. Наряду с "горизонтальным" разделением властей в федеративных государствах должен проводиться также принцип "вертикального" разделения на два уровня власти - между федерацией и ее субъектами;

o правовое обеспечение прав человека и гражданина. Это предполагает, что в государстве существует система юридических гарантий прав человека и гражданина. Таким образом, естественные права получают закрепление в позитивном праве. "Позитивным" правом называются нормы, содержащиеся в нормативных актах государства; термин "позитивное право" служит неким противопоставлением термину "естественное право". В правовой системе сочетаются два типа правового регулирования: действия гражданина регулируются по принципу "разрешено все, что не запрещено законом", действия государства - по принципу "запрещено все, что не разрешено" (т.е. государство, его органы и должностные липа вправе принимать решения и действовать только в пределах своей компетенции). Государство и право ориентированы на человека: человек, его благосостояние и благополучие являются высшей целью государства;

o наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее воедино интересы правового государства и отдельного человека.