Правовое государство

На первый взгляд, словосочетание "правовое государство" может показаться некорректным, избыточным, так как обязательным признаком любого государства является наличие права. Но в понятие "правовое государство" вкладывается иной, более глубокий смысл, чем просто наличие в государстве права.

Родоначальником теории правового государства считается английский философ Джои Локк, изложивший свою концепцию в "Двух трактатах о правлении".

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства:

• государство самоограничивает себя законом, прежде всего конституцией, через которую не может преступить никто, в том числе и само государство;

• равенство всех перед законом;

• ответственность государства перед гражданином и граждан перед государством. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В то же время государственная власть защищает общество от покушений на него любого гражданина или иного социального субъекта;

• государство располагает стабильной конституцией и системой законодательства.

Стабильность законодательства – важное условие осуществления права, формирования уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и, что еще хуже, непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан.

Фундаментальные (базовые) правовые положения (например, по вопросам государственного строительства, собственности) должны быть устойчивыми, незыблемыми. Только в этом случае появится доверие к закону, к власти, привлекательной прежде всего своей предсказуемостью и стабильностью. В устойчивом в правовом отношении обществе, где уважают закон, как правило, не происходит бегства капиталов за границу, "утечки мозгов", начинается эра стабильности, а значит, и процветания общества. Для него характерны:

– обязательное верховенство конституции и законов над всеми другими правовыми актами, а тем более над распоряжениями и указами властей;

– наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону, отлаженного механизма, способного обеспечивать выполнение и защиту права;

– наличие гражданского общества, развитого правового сознания граждан и должностных лиц, их уважения к закону, признания верховенства со стороны общества.

Однако выполнение этих столь высоких требований не может сегодня в полной мере обеспечить ни одно государство мира. Поскольку о правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться.

Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно. Традиции попрания закона, в первую очередь самой властью, очень давние ("Прав тот, у кого больше прав", "Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло"). Истоки правового нигилизма, неуважения к закону коренятся в суверенитете и силе самой власти, а также объясняются тем, что право (законы) создаются этой самой властью. Проблема самоограничения власти долго выглядела противоречивой. Потребовались столетия, постепенное формирование устойчивого правосознания и убежденности граждан в необходимости верховенства закона как важной меры стабильности и процветания общества. Разработка конституционных документов (в первую очередь конституций), введение конституционного правления, признание верховного статуса принятых законов постепенно продолжили путь к созданию и укреплению правового государства.

Пути достижения правового государства

Во-первых, это совершенствование существующего законодательства путем модификации, кодификации, систематизации. Эта проблема особенно актуальна для стран, меняющих господствующую идеологию, переходящих из одной системы социальных координат в другую, например для России. Прежнее советское законодательство во многом было построено на юридическом закреплении командно-административных методов руководства обществом. Кроме того, имелось множество несоответствий одних нормативных правовых актов другим. Значительное количество правительственных и ведомственных актов по своему духу и букве не соответствуют законам, противоречат им, а иногда и просто корректируют их в своих ведомственных интересах.

Работа по совершенствованию законодательства не может осуществляться одномоментно. Меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование законодательства путем создания широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы рыночного гражданского общества.

Немаловажное значение для формирования устойчивого стремления граждан к соблюдению законов имеет также их легитимность, т.е. признание со стороны всего общества. Неприятие обществом отдельных законов и правовых норм, при всей их внешней необходимости и полезности, приводит к отторжению их гражданами, невыполнению и в конечном счете сводит на нет попытки создания правового государства.

Во-вторых, строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его соблюдения. Необходимо добиваться неотвратимости наступления ответственности любого общественного субъекта за нарушение им законодательства. Государство должно постоянно повышать эффективность работы правоохранительных органов, а для этого – укреплять их авторитет, обеспечивать их подчинение только закону.

Существенную роль в создании правового государства играет независимость судей, на что, в частности, направлена правовая норма об их несменяемости. Многим странам (и Россия здесь не исключение) в этом вопросе до идеала далеко.

В-третьих, формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества. Мало создать разумные законы, четко сформулировать и прописать различные права и обязанности. В обществе должны быть сформированы устойчивое отношение и привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта и основы благополучия граждан.

Граждане цивилизованной страны должны знать свои права и обязанности, действующее правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. У них должно войти в привычку соблюдение действующего законодательства. О степени уважения к закону говорит соблюдение и гражданами, и властями самых элементарных правовых норм (например, правил дорожного движения).

Необходим постоянно действующий в государственном масштабе юридический всеобуч, причем формирование уважения к закону в общественном мнении должно начинаться уже с детского возраста. Проблема формирования устойчивого уважения к закону у граждан и должностных лиц вполне решаема, в том числе и благодаря электронным СМИ. Однако, как показывает практика, процесс становления правового государства исторически очень далек от своего завершения.