Правовая природа "внутреннего" (общего) рынка Европейского Союза

Основное внимание наднациональные акты ЕС уделяют юридическим характеристикам не самих товаров, а сферы их обращения – рыночного (коммерческого, торгового) товарооборота. Законодательство ЕС различает внутренний и внешний рынки, причем внутренний рынок "...охватывает пространство [всех стран-участниц Союза] без внутренних границ, в котором... обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов" (п. 2 ст. 26 ДФС).

Отсутствие внутренних границ на едином европейском рынке предполагает безусловное запрещение между государствами-членами (а) "...таможенных пошлин [в том числе неналогового характера] на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов" (п. 1 ст. 28, ст. 30 ДФС); (b) "...количественных ограничений на импорт, а также любых равнозначных мер" (ст. 34 ДФС); (с) "...количественных ограничений на экспорт, а также любых равнозначных мер" (ст. 35 ДФС); (d) применения любых мер налогового обременения производства или сбыта продукции, происходящей из других стран-членов ЕС или налогового стимулирования производства или сбыта национальной продукции (см. ст. 110- 113 ДФС); наконец, (е) единый европейский рынок должен быть (в равной для каждого государства-члена ЕС мере) обособлен от рынков третьих – не участвующих в Союзе – стран с помощью применения общего для всех стран ЕС таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами (п. 1 ст. 28 ДФС). Таким образом, товары, обращающиеся на едином внутреннем рынке Европейского Союза, являются вещами, свободными в обороте в той мере и степени, какие характерны для внутригосударственных рынков.

Как видим, обозначение "внутренний" применяется здесь по отношению к рынку, занимающему территорию всего Европейского Союза в целом – сумму или совокупность территорий государств – его членов. Именно так описываются современные внутригосударственные рынки, поэтому, на первый взгляд, можно было бы сказать, что для целей организации рыночного товарооборота территория Европейского Союза рассматривается как территория не союза государств, а одного единого государства. Тем не менее, так не говорят. Одна причина лежит на поверхности – Европейский Союз нс представляет собою единого государства. Но это, конечно, причина чисто формальная. Есть ли разница по существу? Попробуем разобраться.

Несмотря на то, что рынок ЕС называется рынком внутренним, акты перемещения товаров между странами-участницами Евросоюза с их выпуском в свободное обращение продолжают называться экспортом и импортом, а акты аналогичного перемещения без выпуска в свободное обращение – транзитом, т.е. классическими международно-торговыми терминами. Далее при рассмотрении актов-источников расчетно-платежного права ЕС мы узнаем, что платежи между странами-членами Союза продолжают считаться... трансграничными платежами (см.§ 8 настоящей Лекции), равно как и автомобильная перевозка грузов, связанная с пересечением границ между государствами-членами ЕС, также считается международной (см.§ 9 настоящей Лекции)! Это не случайно. Согласно ст. 36 ДФС страны-члены Союза все-таки вправе запрещать или ограничивать экспортные, импортные, а также транзитные операции по соображениям "...общественной морали, общественного порядка, общественной безопасности[1], охраны здоровья и жизни людей и животных или сохранения растений, защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность, или защиты промышленной и коммерческой собственности". Каким же образом реализуются эти полномочия? Принятием внутригосударственных (национальных) законов и подзаконных актов. Вхождение государств в наднациональное объединение (ЕЭС, ЕС) не только не делает это объединение государством, но и не прекращает (не отнимает) государственности у членов такого объединения.

Выходит, что единство общеевропейского рынка, отсутствие государственных, таможенных количественных, налоговых и иных границ при перемещении товаров между странами-членами ЕС – это лишь общее правило, которое может быть снабжено и исключениями, исходящими не от Союза, а от отдельных государств-членов. природа же внутригосударственных рынков как раз такова, что делает подобные исключения – запреты и ограничения перемещения товаров внутри страны – принципиально невозможными. Говорить об экспорте товаров из Великобритании во Францию (их импорте Францией из Великобритании) или, скажем, о транзите испанских товаров в Польшу через территории Франции и Германии вполне возможно и абсолютно грамотно, несмотря ни на какое единство внутреннего рынка ЕС. Говорить же, скажем, об экспорте товаров из Вологодской области в Московскую просто неуместно. Видимо, по аналогии с политическим статусом Союза как наднационального политического образования, рынок ЕС можно было бы называть рынком наднациональным, а также единым, общим или консолидированным, но все-таки не внутренним.

* * *

Право ЕС уделяет очень [!!!] большое и пристальное внимание правовому режиму не только товаров (продукции), по и услуг. Но в целом, поскольку материал, касающийся услуг, не имеет непосредственного отношения к тематике наших Лекций, мы оставляем его изучение на интересе и совести читателя[2].