Правовая охрана вод в зарубежных государствах

XIX век был временем возникновения водного законодательства в Европе и Северной Америке. В XX веке технический прогресс заставил наращивать массив водного законодательства, на первый план выходят задачи охраны водотоков, водоемов, акваторий морей[1]. Названные процессы происходили в государствах разных правовых систем (семей).

Характеристика водного законодательства зарубежных государств

В течение XX в. в государствах Европы и Северной Америки принимаются и действуют комплексные и специальные законы по отдельным видам водных ресурсов и объектов, основным видам водопользования (водоснабжение, транспорт). Принимались также акты по масштабным гидроэнергетическим и мелиоративным работам, по борьбе с различными видами загрязнений водных объектов, по охране береговых зон. Интенсивно и успешно развиваются бассейновые принципы и подходы к управлению водным хозяйством.

Действует общеевропейский принцип "Вода платит за воду", позволяющий финансировать водохозяйственные мероприятия за счет платы за водопользование[2].

Для водного законодательства государств Западной Европы и Северной Америки характерно признание собственности государства или муниципальных образований на водные объекты и допущение частной собственности лишь на небольшие по площади и нередко рукотворные водные объекты. При этом по отношению к крупным водным объектам законодатель ряда государств применяет иной, кроме понятия "собственность", термин "общее достояние". В то же время названное понятие не исключает юридическую возможность государства определять судьбу природного объекта, составляющего общее достояние.

С конца XX – начала XXI вв. в Европе и Америке наблюдаются сокращение гидротехнического строительства и попытки ограничения хозяйственного использования рек и озер в целях поддержания естественного состояния водоемов и водотоков. С конца XX в. становление европейского экологического права позволило развивать регулирование водных отношений посредством директив и рекомендаций ЕС.

Порядок водопользования и особенности управления в области водных отношений

В зависимости от экономического значения и антропогенной нагрузки на водоем или водоток зарубежное законодательство предусматривает разные процедуры оформления и признания права водопользования. В целом опыт многих зарубежных стран (Европейский Союз, СНГ) показывает, что в области водного хозяйства гибко сочетаются разрешительные, договорные и концессионные механизмы регулирования водных отношений.

В США применяются разные подходы к получению права водопользования. В ряде засушливых западных штатах действует правило старшинства водопользования (первый по времени – первый по праву). В восточных штатах США применяют принципы так называемого берегового права, сводящиеся к праву на водопользование прибрежных земельных собственников. Вместе с тем в США складывается разрешительный порядок природопользования.

Принцип старшинства водопользования в свое время активно применялся в государствах, возникших на основе переселенческих колоний. Принцип берегового права заимствован из "Старого Света" и был присущ для предшествующих этапов развития водного законодательства. Разрешения на водопользование ныне практикуются в государствах Европейского Союза (Франция), передовых странах Азии (Япония).

При этом каждый из трех принципов сам по себе не может исключить возможные конфликты интересов между заинтересованными сторонами, включая споры близлежащих земельных собственников и сторонних водопользователей.

Во второй половине XX в. законодательство Франции и Испании закрепляло бассейновые методы регулирования использования, охраны и восстановления вод. Решения по регулированию водопользования и осуществлению водохозяйственных проектов принимали бассейновые органы, представляющие все заинтересованные стороны. Аналогичный порядок действовал в Нидерландах со Средних веков.

В Рамочной директиве ЕС 2000/60 предусматривается интегрированная работа учреждений и комитетов в рамках бассейнов рек. Сам бассейн реки как единица управления включает в себя поверхностные и подземные воды. Для отдельных бассейнов требуется принимать планы управления и программы по улучшению состояния вод.

Важным элементом водных правоотношений являются ассоциации водопользователей. Они создаются по инициативе хозяйствующих субъектов, заинтересованных в развитии водного хозяйства. В этих условиях государство снижает свою нагрузку в области использования и охраны водного фонда, а также управления водным хозяйством. В частности, сокращаются государственные заботы в области орошения или, напротив, осушения земель.

В странах Европейского Союза и Северной Америки давно сложился и успешно развивается институт ассоциаций водопользователей. Среди стран СНГ традиции объединения водопользователей есть в Средней Азии и Закавказье. Для названных стран самоорганизация участников водных правоотношений помогает государственным и муниципальным органам власти.