Лекция 4. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

В результате изучения материалов главы 4 обучающийся должен:

знать

• понятие и виды правоотношений в сфере труда;

• основания возникновения трудового правоотношения;

уметь

• отличать трудовые правоотношения от смежных видов правоотношений, опосредующих применение труда;

владеть

• навыками квалификации юридических составов, являющихся основаниями возникновения правоотношений в сфере труда.

Понятие и виды правоотношений в сфере труда

Рассмотрение вопроса о характеристике правоотношений в сфере трудового права следует начать с определения исходного понятия "правоотношение". Правоотношение, наряду с нормой права, является основной категорией общей теории права, а потому то или иное понимание сущности данного термина оказывает влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ практически всего остального понятийного аппарата как теории права, так и отдельных его отраслей, включая и трудовое право. Однако несмотря на фундаментальность рассматриваемой категории, ее единое понимание отсутствует, что связано не только с наличием различных школ (теорий) права (психологическая, историческая, нормативистская и пр.), но и с постоянным усложнением правовой жизни общества (например, появлением информационного компонента). В самом общем виде понятие "правоотношение" определяется либо как общественное отношение, урегулированное нормами права, либо как юридическая связь субъектов права. К структурным элементам правоотношения относятся его ОГЛАВЛЕНИЕ, объект правоотношения и его субъекты.

Соответственно, правоотношения в сфере труда можно охарактеризовать как общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, либо как юридическую связь субъектов трудового права. Оба этих определения будут по сути теоретически верными, и выбор какого-то конкретного из них в качестве приемлемого зависит от юридических предпочтений конкретного обучающегося.

Мы уже отмечали, что в настоящее время охват нормами трудового права различных видов общественных отношений имеет разнонаправленную тенденцию. С одной стороны, сфера действия трудового законодательства сужается, в частности, в связи с возникновением специальной отрасли служебного права, регламентирующего прохождение государственной службы. С другой стороны, заметна потребность одновременного расширения перечня субъектов, подпадающих под действие трудоправовых норм, за счет лиц, самостоятельно занимающихся индивидуальным трудом. Кроме того, на этом фоне имеют место многократное усложнение самих трудовых отношений, появление их новых видов, например отношений по предоставлению персонала.

Данная ситуация обусловливает необходимость относить к правоотношениям в сфере труда не только трудовые отношения, но и иные виды отношений, складывающихся в процессе труда. Правоотношения в сфере труда уже настолько многочисленны и разнообразны, что позволяют говорить о существовании системы правоотношений, которая требует осмысления и анализа. Еще буквально три десятилетия назад доминирующей была теория существования единого трудового правоотношения, изменяющегося в зависимости от различных жизненных ситуаций. Представления же о наличии целого комплекса отношений, складывающихся вокруг ядра – трудовых отношений, рассматривались как авангардное направление в трудоправовой науке. На сегодняшний же момент ни у кого не вызывает сомнений суждение о наличии системы правоотношений, опосредующих самые разные общественные отношения по поводу труда, причем в орбиту этой системы вовлекаются все новые группы отношений. Также стоит отметить, что М. Ю. Федорова в диссертации "Субъекты трудовых правоотношений" (1991) указывает, что "в системе трудовых правоотношении следует выделять собственно трудовые и связи обслуживающего характера, которые тесно взаимодействуют между собой"[1]. В настоящее время статус отношений, входящих в систему правоотношений в сфере труда, вырос и уже не идет речь об их "обслуживающем" характере. Это равноправные с собственно трудовыми отношения.

Итак, в систему правоотношений в сфере труда входят:

• трудовые отношения;

• отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

Классифицировать правоотношения в сфере труда можно по различным критериям. Рассмотрим некоторые наиболее значимые из них. Прежде всего основанием классификации трудовых правоотношений является вид трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования этого правоотношения. Следовательно, тому или иному виду трудового договора (срочный трудовой договор и на неопределенный срок, на время выполнения сезонной работы, о работе совместительству и др.) корреспондирует соответствующее трудовое правоотношение.

Также правоотношения в сфере труда разделяют на виды в зависимости от их функций и назначения:

основные – трудовые правоотношения;

сопутствующие – отношения по трудоустройству, подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у работодателя, социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

организационно-управленческие – отношения по организации труда и управлению трудом, по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, по обязательному социальному страхованию;

охранительные правоотношения – по материальной ответственности, по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране груда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по разрешению трудовых споров.

В заключение рассмотрения вопроса о видах трудовых правоотношений следует привести их классификацию, данную В. Н. Скобелкиным, которая базируется на роли и значимости соответствующего правоотношения. По этому основанию он разделяет правоотношения в сфере применения наемного труда на основные, дополняющие и сопутствующие. Основное трудовое правоотношение возникает, по его мнению, между работодателем и работником по поводу предоставления и выполнения работы по определенной специальности, квалификации, должности. Дополняющие – это трудовые правоотношения, связанные с исполнением работником трудовых функций (по организации и оплате труда, рабочему времени и времени отдыха, охране жизни и здоровья работников и др.). Сопутствующие правоотношения, в свою очередь, представляют собой комплекс отношений по предоставлению льгот, гарантий и компенсаций, которые непосредственно не связаны с трудовой деятельностью работников, а также отношения по материальной и дисциплинарной ответственности и поощрительные правоотношения[2]. По мнению А. В. Гребенщикова, те правовые связи, которые В. Н. Скобелкин предлагает расценивать в качестве самостоятельных правоотношений (дополняющие и сопутствующие правоотношения), по сути, представляют собой неразрывные элементы одного сложного трудового правоотношения, а приведенная выше система лишь позволяет детально рассмотреть каждый из них[3].