Правительство РФ: его роль и значение в законодательном лоббизме

Участие в законодательном процессе – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти[1].

Ключевым согласительным институтом по выработке позиции Правительства РФ на проекты законов является Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности (Комиссия) – ключевой орган согласования интересов в области федерального законодательства на уровне исполнительной ветви власти. Можно сказать, что на Комиссии подводятся финальные итоги позиции Правительства РФ в области федерального законодательства, достигнутые в результате межведомственных согласований. Комиссия была образована в феврале 2000 г. в целях обеспечения взаимодействия Правительства РФ с палатами ФС РФ и совершенствования законопроектной деятельности правительства.

Основные задачи Комиссии:

– совершенствование законопроектной деятельности правительства;

– повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

– формирование позиции правительства по законопроектам (законам), рассматриваемым палатами ФС РФ;

– организация взаимодействия в законодательном процессе правительства с другими субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства РФ;

– оказание субъектам Федерации содействия по вопросам законотворческой деятельности.

Для решения возлагаемых на нее задач Комиссия:

– рассматривает концепции развития законодательства Российской Федерации, вносит предложения о приоритетных направлениях научно- исследовательских работ в законопроектной сфере, выполняемых по заданию Правительства РФ;

– рассматривает проекты планов законопроектной деятельности правительства, рассматривает и утверждает планы подготовки законопроектов, разработка которых предусмотрена федеральными конституционными законами и федеральными законами, и обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по их реализации;

– рассматривает и утверждает концепции и технические задания на разработку законопроектов;

– заслушивает отчеты о ходе выполнения федеральными министерствами текущих планов законопроектных работ;

– разрабатывает предложения и рекомендации по совершенствованию порядка реализации правительством права законодательной инициативы;

– вносит предложения о приоритетных направлениях участия правительства в законодательной деятельности, рассматривает ход подготовки проектов законодательных актов, вносимых правительством в ГД ФС РФ;

– предварительно рассматривает законопроекты, вносимые на заседания правительства;

– рассматривает проекты заключений, официальных отзывов и поправок правительства;

– осуществляет с участием соответствующих федеральных министров и иных заинтересованных лиц рассмотрение разногласий по проектам заключений, официальных отзывов и поправок Правительства РФ с целью поиска взаимоприемлемого решения;

– заслушивает статс-секретарей – заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и других должностных лиц, ответственных за подготовку законопроектов, а также официальных и специальных представителей Правительства РФ о деятельности по представлению в палатах ФС РФ согласованной позиции правительства;

– уточняет при необходимости позицию Правительства РФ по законопроектам и законам, принятым (одобренным) палатами ФС РФ, а также по законам, находящимся на рассмотрении президента;

– создает экспертные советы и рабочие группы с привлечением в установленном порядке представителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и других специалистов.

Состав Комиссии

На заседание Комиссии, которая проходит, как правило, каждый понедельник в 15:00, присутствуют порядка 200 чел.: действующих членов Комиссии, их заместителей, чиновников министерств и ведомств, отвечающих за разработку и продвижение федерального законодательства, представителей ФС РФ, парламентских фракций, аппарата ФС РФ, а также всевозможных лоббистов, которые получили доступ.

Члены Комиссии

Представители Правительства РФ, аппарата Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти:

• Председатель Комиссии – заместитель председателя Правительства РФ, отвечающий в рамках распределения обязанностей между заместителями председателя правительства за организацию законопроектной деятельности.

• Заместитель председателя Комиссии – Директор Правового департамента Правительства РФ.

• Полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации ФС РФ.

• Полномочный представитель Правительства РФ в ГД ФС РФ.

• Полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах РФ.

• Сатс-секретари – заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, отвечающие за разработку и реализацию федерального законодательства по предмету ведения федерального органа исполнительной власти – всего более 30 чел.

• Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Представители Президента РФ:

• Помощник Президента РФ – начальник Государственно-правового управления Президента РФ или его заместителя (по согласованию).

• Полномочный представитель Президента РФ в ГД ФС РФ (по согласованию).

• Начальник Управления Президента РФ по внутренней политике (по согласованию).

Представители научной или общественной среды:

• Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

• Президент Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей".

Необходимо отметить, что на заседание Комиссии приглашаются представители Совета Федерации и ГД ФС РФ. В заседаниях Комиссии по решению ее председателя принимают участие представители федеральных служб и федеральных агентств, других органов и организаций при рассмотрении вопросов, относящихся к их компетенции.

Организация работы Комиссии

Председатель Комиссии проводит заседания Комиссии и дает соответствующие поручения руководителям федеральных органов исполнительной власти, полномочным представителям Правительства РФ в палатах ФС РФ и полномочному представителю Правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем Арбитражном судах РФ. Голос председателя Комиссии признается решающим в случае равенства голосов при принятии Комиссией решения путем голосования.

Заместитель председателя Комиссии осуществляет функции по организации деятельности Комиссии в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем Комиссии, а также исполняет обязанности председателя Комиссии в случае его отсутствия.

Повестка дня заседания Комиссии формируется заместителем председателя Комиссии и утверждается председателем Комиссии.

Порядок принятия решений на заседании Комиссии

Решения Комиссии принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование, в этом случае решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Голос председателя Комиссии – решающий в случае равенства голосов при принятии Комиссией решения путем голосования.

Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, оформляются протоколом, который подписывает председательствовавший на заседании.

На основании решений Комиссии при необходимости подготавливаются проекты постановлений или распоряжений Правительства РФ, представляемые в установленном порядке в Правительство РФ.

Решения, принимаемые Комиссией по вопросам своего ведения, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти.