Правительство

Традиционно главой правительства Великобритании считается монарх, однако, как мы уже знаем, его реальная роль не более чем церемониальная. Формирование правительства начинается с назначения монархом премьер-министра, которому поручается представить список министров. Формально король свободен в выборе кандидата на этот ключевой в системе государственного управления пост, однако на деле его выбор предопределен из-за существования жесткой двухпартийной системы. Так как у победившей на выборах партии есть признанный лидер, пост главы правительства монарх вынужден автоматически предлагать именно ему.

Должность первого министра появилась в результате ряда конституционных соглашений. Ее возникновение обычно относят к 1721 г., но в законе она впервые вскользь была упомянута только в 1917 г. В Акте о Министрах короны 1937 г. премьер был отмечен более определенно – ему было назначено денежное ОГЛАВЛЕНИЕ (10 тыс. ф. ст.), однако не только как премьеру, но и как первому лорду казначейства

Наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют узкую коллегию – Кабинет министров (примерно 25 человек), решающий вопросы оперативного управления.

Срок полномочий премьер-министра традиционно совпадает со сроком полномочий Палаты общин.

По представлению премьер-министра королева назначает министров. К ней же премьер-министр обращается с прошением о роспуске парламента. Согласно конституционному обычаю королева обязана в таком случае распустить парламент (т.е. фактически парламент распускается но решению правительства и премьер-министра).

Единообразной процедуры выдвижения главы правительства нет, но в XIX в. премьер чаще всего назначался в результате закулисных переговоров лидеров парламентского большинства. Затем стали проводиться его выборы всей парламентской фракцией, а в последнее время – партийными съездами. Новый порядок обеспечивает лидеру партии значительную независимость от других партийных вождей. Вместе с тем глава правительства далеко не всесилен. Его статус не определен законом, поэтому реальный ресурс власти зависит от личного авторитета главы правительства, от степени единства партии и т.д. Обычно премьер сталкивается и в кабинете, и в партии с определенной оппозицией.

Вновь назначенный премьер подает монарху список министров. Формально он только рекомендует их, но по обычаю король не должен возражать. Формирование правительства происходит быстро, чему способствует наличие у победившей оппозиционной партии "теневого кабинета". Однако премьер нс считается связанным его составом и вполне свободен в выборе министров, естественно, с учетом внутрипартийных отношений. В процессе формирования правительства должностная квалификация не считается решающим критерием. Министры – профессиональные политики, поэтому министром финансов далеко не всегда становится бывший финансист, иностранных дел – дипломат, военным – офицер и т.д. Достаточно часто случается, что один и тот же человек занимает различные министерские посты в составе данного кабинета. В среднем министр руководит департаментом менее двух с половиной лет. В результате, по словам одного из исследователей, "немногие министры приносят в департаменты необходимые знания, немногие остаются там достаточно долго, чтобы их получить".

При составлении правительства учитываются иные факторы. Прежде всего здесь должны быть представлены основные внутрипартийные группировки, а также основные регионы. Ряд мест резервируется за лордами, которые должны будут представлять правительство в верхней палате. Канцлер казначейства и другие высшие финансовые руководители должны принадлежать к нижней палате.

Пояснение

Правительство как собрание министров сформировалось в недрах королевского Тайного совета, который сохраняется и сейчас. Решения правительства чаще всего оформляются как "приказ короны в совете". Считается, что совет продолжает осуществлять функции консультационного органа при монархе, помогая ему управлять государством. Поэтому и собирается он обычно в королевской резиденции – Букингемском дворце. Но так как монарх руководит государством только формально, в подобных консультациях реально нет нужды.

В состав правительства входят следующие лица.

Государственные секретари. Это собственно министры, руководители самостоятельных ведомств – департаментов (офисов). Государственный секретарь – самое старое наименование высших административных чинов. Некоторые министры данного ранга имеют старинные титулы членов Тайного совета: канцлер казначейства (министр финансов), лорд-канцлер (министр юстиции).

Вышеперечисленные члены правительства относятся к разряду полных, или старших, министров. Многие из них входят в состав кабинета.

Не меньшим влиянием в правительстве обладают генеральный атторней и его заместительгенеральный солиситор. Они являются высшими юридическими советниками правительства, исполняют некоторые функции, свойственные в других странах прокурорам, а также представляют в суде корону в случае предъявления к ней иска; считаются практикующими юристами и, будучи членами парламента, не могут входить в кабинет.

Различные категории младших министров в составе правительства не имеют собственных дискреционных полномочий:

государственные министры – заместители "настоящих" министров, руководящие крупными подразделениями правительственного ведомства;

парламентские секретари и помощники старших министров (подсекретари) – руководители определенного направления в министерстве либо молодые политики, проходящие своеобразную стажировку в департаменте.

До 1908 г. члены парламента не получали содержания, а министры оплачивались из королевской казны в качестве "слуг короны". Теперь министры получают заработную плату одновременно и в своем качестве, и в качестве парламентариев.

Заседания кабинета обычно проходят раз в неделю, при необходимости – чаще. Обычно после свободного обмена мнениями итог им подводит премьер-министр, принимающий окончательное решение. Он не считает себя связанным мнениями, высказанными членами кабинета. На деятельности последнего, как и на деятельности правительства в целом, сказываются традиции Тайного совета. Она носит закрытый характер. Заседания не стенографируются, иногда и не протоколируются, министры обязуются не разглашать сведений о его работе.