Правила и приемы оптимизации отношений между оппонентами

Для того чтобы достичь цели в речевом взаимодействии с собеседником или группой, ритору необходимо установить с ними соответствующие отношения. Специалисты, изучающие процесс восприятия сведений и информации людьми, приходят к выводу, что значимую роль при этом играет их отношение к ритору. Например, установлено, что речь воспринимается с большим осмыслением и действенностью, если слушатели относятся к ритору как к одному из своих. Любое сообщение, каким бы изначально значимым оно ни было, всегда ослабляется социально-психологической дистанцией между ритором и слушателями. Соответственно результативность речи во многом определяется способностью ритора добиться того, чтобы аудитория разделила его мнение, встала на сто сторону, приняла сто предложение. Именно для этого ритору, в нашем случае юристу, как минимум, нужно быть услышанным, необходимо обеспечить взаимопонимание со слушателями, пробудить в них заинтересованность в той информации, которую он для них излагает. В противном случае может возникнуть ситуация, которую образно называют "стучаться в глухую стену". Можно использовать и другой образ: "разговор слепого с глухим".

Итак, ритору изначально важно установить наиболее конструктивные взаимоотношения с участниками речевого взаимодействия. Их рекомендуется не просто оптимизировать, сделать доверительными. Самое важное – добиться того, чтобы идеи ритора могли стать идеями слушателей, устремления ритора превратились в позицию слушателей, энергия ритора воплотилась в направленность действий слушателей. Конечно, решить данные задачи ритору позволят только знания и развитые умения, навыки оптимизации отношений со слушателями.

Специалисты в области риторики, опытные ценители красноречия убеждены в том, что способности ритора – это дар, который дан далеко не каждому человеку, и не каждая личность способна развить у себя эти способности. Действительно, умение быстро находить необходимое взаимопонимание, устанавливать некую духовную сопричастность со слушателями не может не основываться на природных задатках. Правда, у одних людей они выражены более ярко, а другим для их актуализации требуется кропотливая работа над собой, над совершенствованием своего характера, развитием воли, а также выработка у себя определенных алгоритмов в поведении и речи. Другими словами, каждый, кто намерен стать успешным ритором, способен им стать.

Наверное, каждому приходилось сталкиваться с людьми, которые в силу обстоятельств (в том числе молодости, социального положения, среды, в которой они жили и воспитывались) не имели не только специального образования, жизненного опыта, но и широкого кругозора, не проявляли заметного стремления к углублению каких бы то ни было знаний, тем не менее оказывались прекрасными чтецами. Эти люди обладали артистическими способностями, тонко чувствовали язык, но сами авторами произносимых текстов не были и не могли быть.

Широко распространено мнение, что талант – это прежде всего труд. Такое утверждение справедливо. Например, А. П. Чехов, ярчайший и многогранный представитель российской культуры, был талантлив во всем, чем он серьезно занимался: в литературе, медицине, в организаторской работе, в отношениях с людьми. Но не все помнят, что он принял добровольное решение участвовать в переписи населения России не где-нибудь, а на Сахалине, посвятив этому практически целый год своей жизни. Не всем известно, что в своей подмосковной усадьбе Мелихово он каждое утро в течение четырех-пяти часов принимал больных, преимущественно крестьян. Для того чтобы выполнять эту миссию, он вставал в пять часов утра и каждый день, до приема больных, несколько часов посвящал литературному творчеству, которое для него было серьезным трудом. Он был организатором и участником многих проектов, в частности добивался создания новых амбулаторий, участвовал в организации почтовой станции в селе Лопасня и др. Все достижения Чехова – результат огромного, напряженного труда. Чехов – писатель и общественный деятель был услышан и воспринят не только в России, сегодня мировая культура немыслима без его творчества.

Таких примеров много и в зарубежной культуре. Достаточно вспомнить Демосфена, красноречие которого было результатом изнурительного многолетнего труда, полностью превратившего, казалось бы, совершенно неприспособленного к публичной деятельности человека в известного политического деятеля и знаменитейшего оратора.

Умение расположить к себе людей, создать оптимальную для взаимного понимания и совместной деятельности атмосферу – мастерство, которое может быть достигнуто только благодаря глубоким знаниям и богатому опыту ораторской деятельности. Однако при соответствующем желании и целеустремленности определенные навыки оптимизации отношений с оппонентами может приобрести и начинающий ритор. Существуют выработанные в ходе многовекового развития риторики приемы, даже технологии оптимизации взаимодействия с оппонентом. Они являются неотъемлемыми компонентами системы знаний в области риторики, важными составными частями различных школ красноречия.

Оптимизация отношений со слушателями – это совокупность создаваемых ритором условий, а также форм его поведения и приемов осуществления речевой деятельности, которые обусловливают и обеспечивают создание доверительных отношений между ним и слушателями, создание атмосферы эффективного восприятия передаваемой им слушателям информации, ее понимание ими и личностную интерпретацию.

Разумеется, любая оптимизация отношений между ритором и слушателями опирается на определенную подготовку. Тщательность и серьезность такой подготовки в значительной мере обусловливают и достижение целей по оптимизации речевых отношений со слушателями, и в целом выполнение задач речевого взаимодействия между ритором, в нашем случае юристом, и слушателями.

Средства, способы, правила и приемы оптимизации отношений ритора и слушателей связаны между собой, однако их выбор зависит от многих условий и факторов. В частности, от типа слушателей, конкретной социальной ситуации, от времени и предмета речевого взаимодействия, от возраста и статуса, пола ритора и слушателей и других составляющих конкретного речевого взаимодействия.

Вариантов взаимодействия ритора и слушателей столь великое множество, что всех их перечислить невозможно. Например, очевидно, что по-разному придется осуществлять оптимизацию отношений между ритором и слушателями:

1) в ситуации, когда проводятся переговоры между воюющими сторонами в ходе временного перемирия. В этом случае для оптимизации отношений потребуется предельная твердость позиции, но с предоставлением другой стороне возможностей, перспектив в будущем реализовать часть своих интересов;

2) в ситуации взаимодействия защитника и присяжных заседателей во время судебного заседания. Здесь при подготовке и в ходе взаимодействия со слушателями потребуется формировать всеми способами, средствами, приемами атмосферу уважительного отношения, взаимного доверия, взаимных симпатий, взаимопонимания и доброжелательности;

3) в ситуации, когда ритор выступает перед депутатами Государственной Думы. В этом случае ритору для оптимизации отношений потребуется подчеркнуть статусное положение слушателей, выйти к ним в строгом костюме, начинать речевое взаимодействие и сопровождать его примерами из тех сфер бытия общества, которые связаны с предметом речи. Основной компонент речевого взаимодействия – форма и ОГЛАВЛЕНИЕ речи, где предмет речи представлен в доступной форме, но отражает истинное положение дела. Следует помнить, что депутатам нужны конкретные знания о реальном положении дел во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

В силу неразрывности процесса осуществления речевого взаимодействия нельзя выделять в отдельную подсистему приемы и правила оптимизации взаимодействия ритора со слушателями, так как они тесно связаны с приемами и правилами речевого взаимодействия в целом. Вот почему оптимизация взаимодействия ритора и слушателей рассматривается и осуществляется в контексте всего процесса речевого взаимодействия, т.е. в неразрывной связи с процессом организации выступления. Другими словами, оптимизация взаимодействия между ритором и слушателями тесно переплетается с задачами техники и искусства красноречия, которые рассматривались в гл. 2.

В этом смысле оптимизация отношений соседствует с планированием структуры речи, ее содержания, выстроенной и реализованной тактикой изложения содержания различных частей речи, начиная с введения. Сюда включается и такой компонент речевого взаимодействия, как знание и чувствование слушателей, устанавливаемый с ними зрительный, голосовой и эмоциональный контакт. Нельзя исключать и такой фактор как владение родным языком, а также языком мимики и жеста. Не будут лишними знания, умения и навыки реализации принципов управления вниманием аудитории, ее творческой активностью. Таким образом, можно выделить основные составляющие процедуры оптимизации отношений ритора со слушателями:

1) подготовка речевого сообщения с учетом имеющейся характеристики слушателей;

2) изучение типов слушателей, которые будут представлены ритору;

3) определение и реализация плана оптимизации взаимодействия ритора и слушателей той совокупностью приемов и средств, которые имеются в наличии у ритора и его помощников.

В первую очередь нужно как можно более отчетливо представлять поставленную перед ритором задачу, продумать все аспекты речи, при которых она будет непременно выполнена. В рамках тактики красноречия стоит также предусмотреть правила и приемы воздействия на слушателей, которые минимизируют или исключат негативные воздействия слушателей на ритора, что позволит ему успешно достичь поставленной цели. При изучении типов слушателей следует учитывать те их формализованные признаки, которые были рассмотрены в параграфе 2.2.

Конечно, сложнее составить "портрет" слушателей большой аудитории, но и это возможно. Студенческая группа, участники научной конференции, театральные зрители имеют немало общего между собой. В то же время совершенно ясно, что это весьма специфические аудитории.

Например, студенты технического, медицинского и юридического вуза могут существенно отличаться друг от друга в качестве слушателей. В свою очередь, студенты первого и выпускного курсов в любом учебном заведении также будут представлять собой различные по отношению к речевому взаимодействию с ритором общности слушателей. Оценить и составить "портрет" конкретной аудитории должен сам ритор, используя свою подготовку и уровень компетенции. Конечно, в этом ему помогают коллеги, а также помощники. Главное – оптимизировать отношение между ритором и его слушателями, а затем произнести красивую речь, соответствующую особенностям конкретной аудитории.

Существуют определенные правила и приемы для оптимизации отношений между ритором и слушателями.

1. Проявляйте уважительное у доброжелательное и конкретное отношение к слушателю. Как свидетельствует практический опыт, ни один случай общения со слушателем не принесет положительного результата, если оппоненту говорить, что он в чем-то не прав. Если же еще и добавить: "Я вам докажу, что моя точка зрения истинная", то в конце концов можно добиться и негативного отношения к себе. Это словно сказать кому-то: "Я умнее вас. Я намерен изменить ваше мнение". Переубедить людей трудно даже при самых благоприятных обстоятельствах. Так зачем же создавать себе лишние трудности? Зачем ставить себя в невыгодное положение? Никто и никогда не позволит себе не слушать собеседника, если услышит, например, такие слова: "Возможно, тезис, который я предлагаю рассматривать как истинный, таковым и не является, однако давайте проверим факты и рассмотрим аргументы". Как сказал когда-то лорд Честерфилд своему сыну: "Будь мудрее других, если можешь, но не говори им об этом".

2. Темп и форма речи должны соответствовать темпераменту слушателя. Как уже отмечалось, важнейшим элементом познания является восприятие. Благодаря ему осуществляются и получение сведений, информации от говорящего, и первичная их оценка. От темперамента во многом зависят скорость осмысления получаемой информации, понимание ритором и слушателем друг друга. Соответствовать темпу восприятия речи слушателем – вот лучший путь установления доверия с собеседником.

В свое время Цицерон отметил: "Ведь эти “ненавистные” темн и форма речи ничего не влекут за собой иного, кроме складного охвата мысли словами; это делали и древние, но большей частью случайно, часто благодаря природному чутью..."[1]

Опыт свидетельствует, что в речевом взаимодействии точно расставленные паузы чаще оказывают большее воздействие на слушателя, чем поток слов.

3. Избегайте преувеличений в изложении фактов. Понятия должны адекватно отражать реальные события. Как и во всяком практическом искусстве, в речевом взаимодействии технические приемы часто переходят в настоящую ложь или лицемерие. Здесь переплетается дозволенное и безнравственное. В практической деятельности юриста, который выступает в качестве ритора, это недопустимо.

Например, презумпция невиновности требует определенной корректности высказываний, в том числе в средствах массовой информации, которой, к сожалению, пока нет. "В современной России, – отмечает В. М. Лебедев, – этот аспект презумпции невиновности вырос в достаточно острую проблему, поскольку необходимость поддерживать и развивать гласность существует на фоне низкой правовой культуры. Поэтому суды буквально завалены делами о защите чести и достоинства, в том числе и в связи с нарушением презумпции невиновности, когда в средствах массовой информации гражданина называют вором, коррупционером, убийцей и т.д. без судебного решения на этот счет. Особенно это относится к высказываниям должностных лиц"[2].

Следование данному правилу может давать добротные результаты в плане оптимизации отношений между ритором и его слушателями.

4. Форма аргументов должна соответствовать характеру слушателя. Как известно, характер любого человека во многом обусловливается целями, интересами и мотивами его жизнедеятельности. В жизни мы неоднократно наблюдали ситуации, когда наши призывы, обращения, например, к своему соседу не производили никакого воздействия на него, ибо он был озабочен проблемами, далекими от предмета разговора. Если учесть, что у каждого индивида складывается свой образ аргументов, который он воспринимает и которые способны оказывать на него воздействие, то становится очевидной и значимой необходимость следовать данному правилу.

5. Избегайте наукообразных и общих выражений в речи. Как известно, ближайшая, непосредственная предназначенность речевого взаимодействия состоит в том, чтобы речь поняли те, к кому она обращена, приняли ее главную мысль и руководствовались ею в жизни. Поэтому ясность речи - ее первое и необходимое условие. Как говорил А. С. Пушкин, "точность, опрятность – первые достоинства прозы; она требует мыслей и мыслей".

6. Используйте больше образности и наглядности в изложении аргументов при произнесении речи. Суть данного правила образно можно выразить китайской пословицей: "Одна картина лучше тысячи слов". Вместе с тем наглядность следует использовать строго индивидуально. Видимо, не существует какой-то универсальности в наглядности. Все зависит от уровня подготовленности слушателей, от той социальной среды, где они живут.

Вот, например, как образно и наглядно легендарный полководец Василий Иванович Чапаев мобилизовал своих солдат на активные боевые действия. Дмитрий Фурманов в романе "Чапаев" описывает это следующим образом: "Через полчаса в огромном, сыром, неприютном зале кинематографа среди серых шинелей – яблоку негде было упасть; еще больше осталось за дверями, не уместилось. На эстраде стол, на столе, как водится, графин с водой, стакан, блестящий звонок с деревянной ручкой... Как только появился Чапаев – зашушукали, откашливались наспех, поправляя шапки, сами хотели казаться молодцами. Л как сказал он первое слово, такое могучее и любимое: "Товарищи!" – сомкнулась тесно безликая толпа, онемела, напряглась в ожидании желанных слов.

– Товарищи! – обратился Чапаев. – Идем воевать на Колчака. Много побили мы с вами казаков в степи – не привыкать к победам. Не уйдет от нас и адмирал Колчак... Я с вами сам и навсегда впереди, а если грозит опасность, так первому она попадает мне самому... Первая-то пуля мне летит... А душа ведь жизни просит, умирать-то кому охота?.. Я поэтому и выберу место, чтобы все вы были целы да и самому не погибнуть напрасно... Вот мы как воюем, товарищи..."

Решая вопросы оптимизации отношений со слушателями, важно представлять себе барьеры, которые необходимо будет преодолеть ритору, чтобы достичь цели конкретного речевого взаимодействия с конкретными слушателями. Это так называемые барьеры слушающего. Применительно к речевому взаимодействию условно их можно назвать барьерами самости личности. Словно щит они ограждают человека от различных угроз его существованию. Эти барьеры представляют собой своеобразный слоеный пирог нашего рационального осмысления окружающего мира и самих себя.

• Первый слой – информационный барьер. Он заключен в потенциале языка взаимодействия (общения) говорящего и слушающего. Как известно, каждый из существующих в мире языков как система звуковых и словарно-грамматических средств, закрепляющих результаты мышления и являющихся орудием общения людей, неодинаков в своих возможностях по передаче информации. Более того, в социальной среде обитания юристам приходится учитывать тот факт, что не все участники, например, судебного заседания, в том числе и обвиняемые, квалифицированно владеют русским языком. И естественно, это ограничивает их возможность достаточно четкой вербализации своих мыслей во взаимодействии, общении с кем-то. В конкретной ситуации в конкретное время и в реальных социальных условиях не всегда удается найти, выбрать, сформулировать, преобразовать то, что наиболее оптимально, образно, эффективно объясняет, раскрывает, доносит до оппонента суть, ОГЛАВЛЕНИЕ предмета речевого взаимодействия.

• Второй слой – социальный барьер. Каждый из нас рождается и живет в конкретной социальной микро- и макросреде. Каждый осваивает, усваивает сложившиеся в сообществе обычаи, традиции, уклад жизни, которые становятся для него реальной системой ценностей, ориентиром в жизни, правилами поведения. Любая информация, идущая от ритора к слушателю, соизмеряется, соотносится с этими устоявшимися нормами и ценностями жизнедеятельности. Отклонение от них предполагает и "отклонение" слушателя от всего информационного потока, который раскрывает предмет речевого взаимодействия ритора со слушателем. Это и есть своеобразный фильтр речевого воздействия на слушателя.

• Третий слой – отраженные в сознании, чувствах формы взаимодействия людей, сложившиеся в окружении конкретного человека, в среде его жизнедеятельности. Заранее будет обречена на неуспех, на неэффективное воздействие речь ритора, если она будет осуществляться в непривычных для конкретного слушателя формах взаимодействия или даже среде, времени взаимодействия. Например, использование в судебном заседании только юридической лексики не будет понятно для большинства присутствующих, так как многие из них реально не имеют юридического образования.

• Четвертый слой – фильтр, который формируется спецификой вида деятельности слушателя, принятыми им на себя определенными ограничениями. В частности, в судебном заседании многие аспекты построения речи юриста, ОГЛАВЛЕНИЕ его выступлений обусловлены процессуальными нормами, которые он обязан будет учитывать при подготовке и осуществлении судебной речи в качестве адвоката или государственного обвинителя.

Например, ученые могут использовать достаточно очевидную для их стиля подачи материала процедуру изложения обоснования. Так, русский естествоиспытатель К. А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. "Чтобы доказать это, – писал он, – прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску, вторые, сколько бы мы их ни держали па свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют"[3].

• Пятый слой – уровень самоопределения слушателя в отношении социальной роли, которую выполняет ритор. Если он сам не выражает по форме поведения и говорения то, что относится к теме речи, то эффект воздействия на слушателей этой речи будет минимальным или негативным. Очень наглядно данную особенность речи изобразил в своем рассказе "О вреде табака" А. П. Чехов. Это пример выступления, которое никогда и никому не следует делать.

"Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку... О табаке, так о табаке – мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти... Особенно прошу внимания у присутствующих здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо вредных его действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение... Когда я читаю лекции, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа. Впрочем... ввиду недостатка времени, нс станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть нс то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки, но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша – ну да что толковать!"

• Не менее важным для организации и успешного проведения речевого взаимодействия является фильтр личных интересов слушателя.

Об этом очень образно когда-то сказал известный юрист А. Ф. Кони: "Помните, что человека, с которым вы говорите или которому пишите, в сто раз больше интересует он сам, чем голод в Африке, от которого умирают миллионы людей. Неприятности его детей или близких озадачивают его больше, чем военные действия в соседней стране. Думайте об этом, когда будете ему что-то утверждать".

Конечно, для преодоления существующих в каждом из нас барьеров самости можно и нужно использовать вспомогательные средства. Они различны, и их использование зависит от личных качеств ритора, а также от содержания обосновываемого ритором тезиса, уровнем подготовленности слушателей, временем, отведенным для процесса речевого взаимодействия. Сегодня можно использовать различные технические и электронные средства, Интернет, телевидение, печатные издания и т.д.

После установления оптимального взаимодействия между сторонами ритор может использовать различные иррациональные способы обоснования предмета речевого взаимодействия, значимого для него.

Таковы основные аспекты оптимизации отношений между ритором и слушателями, а также включения ритора в активный процесс речевого взаимодействия со слушателями.