Правила и показатели логистики

Логистика как наука имеет эмпирическую природу и относительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями - находятся в состоянии становления. Функцию целеполагания в значительной мере осуществляют "шесть правил" логистики, формулируемые так: "Предоставить:

1) необходимое количество

2) нужного товара

3) заданного качества

4) в нужное время

5) к установленному сроку

6) за согласованную цепу".

Заметим, что приведенные здесь "шесть правил" логистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе "седьмого" и последующих правил с этой точки зрения является избыточным, но допустимо в определенных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса).

Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудовым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсорсинга и аутстаффинга.

Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними - их минимизация.

В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:

- частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;

- общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;

- степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок па общий объем потребностей;

- затраты на логистику (в процентах от общих расходов);

- период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);

- расходы на отправленную единицу продукции;

- расходы на тонно-километр перевозимых грузов;

- загрузка склада и парка транспортных средств;

- степень риска, связанная с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.

Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.

Показатели ритмичности (variability indices) - это отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.

Показатели работы склада (warehousing indices) - технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:

1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);

2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);

3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада).

В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием явилось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:

1) отношение числа заказов к выбранному периоду времени;

2) потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;

3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;

4) численность персонала;

5) количество пропусков по болезни;

6) доля запасов по отношению к обороту;

7) стоимость заказов к периоду;

8) среднее наличие на складе;

9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций;

10) количество отсутствующих на работе;

11) стоимость наличия па складах, отнесенная к связанному капиталу;

12) число складских позиций;

13) продолжительность оборота склада;

14) среднее время восстановления запаса;

15) количество (частота) оборотов;

16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;

17) уровень готовности к поставкам;

18) доля запасов в обороте;

19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);

20) число позиций заказов за период;

21) средняя продолжительность храпения на складе;

22) отношение затрат на складирование к площади склада;

23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя перечень показателей, используемых на предприятиях Германии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистическими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функционирования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру.

Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.

Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:

- скорость доставки;

- надежность сроков поставки;

- способность системы к немедленному удовлетворению спроса.