Правила подготовки публичного выступления

Известный американский психолог и специалист по теории коммуникаций Дейл Карнеги (1988-1955) в своих работах, посвященных искусству человеческого общения, значительное внимание уделил подготовке к эффектному публичному выступлению. Создавая свои книги, Карнеги лично беседовал со многими выдающимися людьми, которым удалось сделать блестящую профессиональную карьеру (Ф. Д. Рузвельт, Дж. Д. Рокфеллер и др.). Помимо этого, он использовал в своих трудах биографии выдающихся лидеров - от Юлия Цезаря до Томаса Эдисона. В книгах Карнеги рассыпаны афоризмы известных личностей, мнения которых по поводу секретов человеческого общения во многом совпадают.

По убеждению Д. Карнеги, в основе человеческого поведения лежат сокровенные желания, поэтому, прежде чем приступать к подготовке своего доклада на переговорах, надо хорошо осознать основные устремления ваших партнеров, а затем постараться заставить их страстно чего-то пожелать. Искусный переговорщик - тот, кто сможет это сделать: он завоюет весь мир; тот, кто не сможет этого, напротив, останется в одиночестве.

Д. Карнеги посвятил проблеме подготовки эффектных публичных выступлений специальную книгу - "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично" (1936), в которой обобщил опыт знаменитых ораторов, прославившихся своими выступлениями. Главная мысль, которую он подчеркивает на протяжении всей книги: публичное выступление должно представлять собой путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда. Поэтому, советует Карнеги, перед началом переговоров вспомните слова Наполеона: "Искусство войны - это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано".

Д. Карнеги сформулировал несколько правил эффектного выступления.

Правила эффектного выступления

1. Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните обо всех выгодах, которые принесут вам потраченные усилия. Создайте в себе подъем. Подумайте о том, что это может дать вам в финансовом и политическом отношениях и в смысле роста вашего влияния, занятия руководящих постов. Помните, что от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения вами успехов.

2. Готовьтесь к выступлению. Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете хорошо знать то, о чем собираетесь говорить. Помните: нельзя приготовить хорошее выступление за 30 минут, речь должна вызреть. Выберите тему в начале недели, обдумывайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время: когда вы принимаете ванну, едете в центр города, ждете, чтобы вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.

После того как вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему, если позволяет время. Расскажите библиотекарю, что вам нужно. Он сможет оказать вам большую помощь. Соберите значительно больше материала, чем вы намерены использовать. Подражайте Лютеру Бербанку: он часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающие исключительными качествами. Подберите 100 мыслей и отбросьте из них 90. Создайте резервные знания, т.е. соберите значительно больше материалов, чем можете использовать; получите наиболее полный объем информации.

Пример

Многие выдающиеся ораторы, прежде чем выступать, с математической точностью обдумывали свои выводы. Так поступал Авраам Линкольн. Когда ему было 40 и он уже был членом конгресса, он изучал Евклида, чтобы иметь возможность выявлять софизмы и доказывать свои выводы. Когда Теодор Рузвельт готовился к выступлению, он подбирал все факты, оценивал их, затем очень быстро диктовал текст своей речи, выправлял машинописный текст и снова диктовал текст в окончательном виде.

Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь.

3. Проявляйте уверенность. Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы; напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества. Теодор Рузвельт признавался, что именно таким способом он поборол в себе страх перед медведями гризли, норовистыми лошадьми и головорезами. Вы можете побороть свой страх перед аудиторией, использовав этот психологический прием.

4. Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, в свою очередь, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание есть результат недостатка опыта. Создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут. Запишите свое выступление на пленку и прослушайте ее. После того как вы обдумали и скомпоновали свою речь, прорепетируйте ее, используя жесты и мимику, представляя при этом, что вы обращаетесь к настоящей аудитории. Чем чаще вы будете это делать, тем лучше вы будете чувствовать себя, когда настанет время выступления на публике.

5. Старайтесь не читать свою речь по бумажке. Помните: записи в руках оратора на 50% уничтожают интерес к выступлению.

Д. Карнеги подчеркивал, что не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения выступлений. Каждое выступление создает свои собственные, особые проблемы.

Пример

Можно воспользоваться некоторыми вариантами планов публичного выступления, которые разработал Рассел Конуэлл:

1) изложение фактов;

2) высказывание соображений, вытекающих из них;

3) призыв к действиям.

Возможно, вам будет полезен следующий план:

1) продемонстрировать нечто плохое;

2) показать, как исправить зло;

3) просить о сотрудничестве.

Вот еще один отличный план речи:

1) добиться интереса и внимания;

4) завоевать доверие;

5) изложить факты;

6) привести мотивы, побуждающие людей действовать.

Д. Карнеги особое значение придавал началу и концу выступления. Он справедливо отмечал, что начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Здесь не следует полагаться на случайность. Начало выступления нужно тщательно готовить заранее. Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного-двух предложений. Однако не следует начинать выступление слишком формально. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось. Например: "Вчера, когда поезд, в котором я ехал, проходил через город, находящийся неподалеку отсюда, я вспомнил..." Таким образом, оратор может завоевать внимание аудитории следующими способами:

o возбудив любопытство слушателей;

o по-человечески поведав интересную историю;

o начав с конкретной иллюстрации;

o использовав какой-либо предмет;

o задав вопрос;

o начав с какой-либо потрясающей цитаты;

o показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей;

o начав с ошеломляющих фактов.

Еще важнее обратить внимание на концовку речи, которая является ее самым стратегически важным элементом: то, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Пример

Д. Карнеги решительно не советовал заключать выступление традиционными для многих выступающих словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу". Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно подготовьте концовку вашей речи заранее, прорепетируйте ее.

Эффектный конец выступления возможен с помощью следующих приемов:

o резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

o призвать к действию;

o сделать слушателям подходящий комплимент;

o вызвать смех;

o процитировать подходящие поэтические строки;

o использовать цитату из Библии;

o создать кульминацию.

Прекращать выступление, советовал Карнеги, нужно прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

В процессе выступления Д. Карнеги советовал соблюдать 12 правил, которые помогают завоевывать друзей и оказывают влияние на людей.

1. Помните: единственный способ одержать верх в споре - уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению партнера: никогда не заявляйте ему, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте партнера по переговорам сразу же ответить вам "да".

6. Пусть большую часть времени говорит ваш партнер.

7. Пусть ваш партнер считает, что хорошая идея, возникшая в процессе обсуждения, принадлежит ему.

8. Искренно старайтесь смотреть на вещи с точки зрения ваших партнеров.

9. Относитесь сочувственно к проблемам ваших партнеров.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Советы и рекомендации Дейла Карнеги некоторые современные психологи критикуют за примитивность и наивный конформизм, и с этим можно отчасти согласиться. Но справедливости ради заметим: все психологические установки достаточно примитивны, поскольку жизненные ситуации всегда богаче наших предварительных расчетов и установок. Искусство переговоров в том и состоит, чтобы в условиях сложного психологического взаимодействия сторон проявить иногда самые неожиданные качества. И установка искусного переговорщика на дружелюбие, уважение и взаимопонимание, которую дает нам Д. Карнеги, вовсе не исключает в дальнейшем использования более сложных психологических маневров.