Правила обучения ученика

1. Обучай природосообразно!

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека.

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

5. Обучай наглядно!

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

7. Веди обучение не научным, а начальным способом!

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную.

9. Никогда не учи тому, что ученик еще не в состоянии усвоить!

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc (лат. "для данного случая" – Примеч. ред.), а заложить основы человеческого гражданского и народного образования!

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

13. Считайся со своеобразием твоих учеников!

На первый взгляд, Дистервег безупречен, но при блажащем рассмотрении можно найти слабые места и в его теории.

Рассмотрим, например, его положение "Веди обучение не научным, а начальным способом!". Дистервег имел в виду, что наука излагается от общего к конкретному, а ученику необходимо пройти путь открытия общего, начиная с конкретного. Путь общееконкретное в педагогическом отношении догматичен, а продуктивен другой путь – конкретное → общее. Вроде бы прекрасный знаток науки, Дистервег явно находился в тисках метода восхождения от конкретного к абстрактному. Вопреки мнению Дистервега, знание не движется по намеченным им путям.

Утверждая "Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную", Дистервег имел в виду, что учить всегда следует знанию, а оно, в свою очередь, позволяет овладевать жизненным материалом. Знание не противостоит деятельности, а составляет ее смысл. Это обстоятельство часто недопонимается даже в наши дни.

Дистервег отлично сознавал, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно соответствовать уровню развития науки. В последнем разделе рассматриваемой книги Дистервег отмечал, что главным назначением учителя является насаждение нравственности в роде человеческом. Но эту нравственность ему пришлось защищать от имени естественной религии. Как видим, ему были неведомы подходы к научной этике.

Выводы

1. Для своего времени Дистервег мог бы быть по праву признанным педагогическим и дидактическим эталоном. Но и он был ограничен исгорическими обстоятельствами.

2. Дистервег жил в эпоху, когда с современной точки зрения философия науки делала лишь первые неуверенные шаги. Отсюда его колебания в оценке научного метода.