Правда Русская и проблемы ее изучения

"Правда Русская", или "Русская Правда" – название комплекса письменных древнерусских светских законодательных памятников. Выделяют разные редакции Правды Русской: 1) Краткая правда; 2) Пространная правда; 3) Сокращенная правда. Все названия редакций и их частей носят условный, историографический характер. Датировки создания памятников дискуссионны. Считается, что Правда Русская в различных редакциях была законодательством в средневековой Руси в XI–XV вв.

Большинство исследователей считают, что Краткая Правда была создана раньше Пространной, а в возникновении самой Краткой Правды выделяют три этапа: 1) создание Древнейшей Правды; 2) создание Правды Ярославичей; 3) добавление Покона вирного и Урока мостникам.

Состав редакций Правды Русской

Краткая Правда:

Древнейшая Правда (ст. 1 – 17(18)) – комплекс статей, легализующих кровную месть, принцип талиона (равноценного воздаяния за причиненный ущерб), вводящих наказания за преступления против чести и физического здоровья человека, защищающие право владения движимым имуществом (конь, оружие, рабы); в силу специфичности статей в историографии иногда называется "кодексом дружинной чести";

Правда Ярославичей (ст. 19–41) – комплекс статей, касающихся вопросов защиты людей княжеского двора и княжеского хозяйства, имущественных прав землевладельцев, размер пошлин судебным исполнителям (княжеским дружинникам и самому князю); в силу тематики статей в историографии иногда называется "домениальный устав", хотя вопрос, как соотносится описанное в Правде Ярославичей хозяйство с княжеским доменом, остается открытым;

Покон вирный (ст. 42) – статья, определяющая размер корма, который взимал с населения для своего пропитания во время исполнения своих служебных обязанностей сборщик уголовных штрафов – вирник;

Урок мостником (ст. 43) – статья, определяющая размер выплат за ремонт мостов и деревянных настильных мостовых.

Номеров статей в оригинальном тексте средневекового памятника нет, деление на статьи осуществлено историками Нового и Новейшего времени, поэтому в разных изданиях и редакциях оно может различаться. Здесь деление на статьи приведено по классической работе А. А. Зимина[1].

Возникновение Древнейшей правды большинство исследователей (Μ. Н. Тихомиров, Л. В. Черепнин, А. А. Зимин, М. Б. Свердлов и др.) связывают с новгородскими событиями 1015–1016 гг. В ходе междоусобицы между новгородским князем Ярославом Владимировичем (будущим Ярославом Мудрым) и киевским князем Святополком Владимировичем первый нанял скандинавскую дружину. Варяги поссорились с новгородцами, ссора переросла в вооруженный конфликт. Были убитые и раненые и у варягов, и у новгородцев. После первой победы над Святополком в 1016 г. Ярослав наградил своих воинов, дал им всем по 10 гривен, "и отпусти их всех домов, и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: “По се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть Правда Русская...”". И после этих слов в Археографическом и Академическом списках Новгородской I летописи младшего извода (оба списка относятся к XV в.) помещен текст Краткой Правды.

Ученые обратили внимание на ОГЛАВЛЕНИЕ Древнейшей Правды: она содержит нормы в отношении убийств, причинения увечий, физического ущерба, грабежей, т.е. преступлений, которые, несомненно, имели место в массовом масштабе в ходе новгородских событий 1015 г. Именно в законодательном регулировании этих проблем нуждались и горожане- новгородцы, и пришлые варяги-дружинники. В связи с этим можно предположить, что создание Древнейшей Правды в 1016 г. было реакцией на конкретную историческую ситуацию.

Более сложным является вопрос о времени появления второй части Краткой Правды – Правды Ярославичей. Перед ст. 19 в тексте памятника помещен заголовок: "Правда уставлена Руськои земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин Микула". Некоторые исследователи считали, что принятие нового кодекса произошло сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. (В. И. Горемыкина). Была высказана гипотеза о съезде Ярославичей в 1072 г. (П. В. Голубовский, Μ. Н. Тихомиров, М . А. Дьяконов, С. В. Юшков, Л. В. Черепнин и др.), на котором якобы и была принята вторая часть памятника. Правда, ученые ведут споры о том, была принята вся вторая часть (ст. 19–41) или только отдельные статьи, которые позже еще дописывались и дополнялись. Наконец, некоторые исследователи (М. Б. Свердлов, Б. А. Рыбаков, А. А. Зимин и др.) считают заголовок об авторстве Ярославичей ошибочным или относящимся только к отдельным статьям и относят время появления многих юридических норм второй части Краткой Правды еще к правлению Ярослава Мудрого (1018–1054).

Мнение

Особую точку зрения высказал историк А. П. Толочко. Он считает Краткую Правду более поздним памятником, чем Пространная, и относит ее к XV в. Ученый указывает, что существует всего два списка памятника, Академический и Археографический, и оба относятся к XV в. и дошли в составе летописи. Это нетипично для законодательных памятников: в силу своей специфики, необходимости использования в судебных процессах закон должен быть под рукой, т.е. бытовать или в виде отдельных списков, или в составе юридических сборников. Однако ни в одном сборнике светского или церковного права Краткой Правды нет, как нет и ее отдельных списков. До XV в. Краткая Правда не оставила никаких следов своего существования, нет свидетельств использования содержащихся в ней законодательных норм. А. П. Толочко указывает на более архаичный язык Пространной Правды по сравнению с Краткой Правдой, на несообразности и ошибки в терминологии и описании денежной системы.

В то же время в работе А. G. Толочко так и не дан четкий и аргументированный ответ на вопрос: если Краткая правда – летописный конструкт XV в., то с какой целью и на основе какого текста он был сделан? Без ответа на него вся критика ученого (в ряде мест весьма убедительная) остается очень интересной, но пока гипотезой, нуждающейся в дальнейшей аргументации.

С Пространной Правдой ситуация принципиально иная: этот памятник известен в 96 списках (по А. А. Зимину) XIII–XVIII вв., т.е. его хождение и использование в Средние века несомненно. Самый ранний список – Синодальный – датируется 1280-ми гг. Ученые относят время составления отдельных частей памятника к концу XI – началу XII в. Время оформления Пространной Правды, видимо, не было одномоментным, а растянулось на многие десятилетия и даже столетия. Ее списки делятся на три группы (Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую), 12 видов и 11 ветвей. Судя по разночтениям, редактирование памятника продолжалось вплоть до XV в., т.е., возникнув, видимо, в XI– XII вв., на протяжении последующих веков кодекс дополнялся, дописывался, исправлялся и т.д.

Состав редакций Правды Русской

Пространная Правда:

а) Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52) – это комплекс статей:

– о наказаниях за убийство, разбой – тяжкие преступления, размерах штрафов и судебных выплат, судебных процедурах (ст. 1–22);

– наказаниях за физические увечья и причинение вреда здоровью (ст. 23–31);

– преступлениях против чужого имущества, кражах, порче имущества, следственных и судебных процедурах, применяемых к таким правонарушениям (ст. 32-49);

– регламентирующих выплату процентов по долгам – "резон" (ст. 50–52);

б) Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53–121) – это комплекс статей:

– о резах (ст. 53–55);

– закупах (ст. 56–62, 64);

– холопах (ст. 63, 65, 66, 85, 98, 110–121);

– наказаниях за физические увечья (ст. 67, 68, 78);

– охране промыслового имущества (борти, перевесы) и межевых знаков (ст. 69-73, 75, 76, 80);

– устанавливавших судебные пошлины – "уроки судебные" (ст. 74, 85–88, 107-109);

– об охране имущества землевладельца, его хозяйства (ст. 77–79, 81–84);

– убийствах и смерти людей с низким социальным статусом – жены, рабыни, смерда (ст. 88–90);

– наследственном праве (ст. 90–95, 98–106);

– размере корма строителям города – "уроки городнику" (ст. 96);

– размере корма строителям мостов и мостовых – "уроки мостнику" (ст. 97).

Деление па статьи приведено по классической работе А. А. Зимина[2].

Сокращенная правда является поздней редакцией Пространной Правды и известна по двум спискам XVII в. Из 121 статьи Пространной Правды в Сокращенной осталось 50. Почти в целом виде остались статьи о холопах, остальные же были значительно сокращены. О том, зачем понадобилась такая компиляция в XVII в., можно только догадываться. Возможно, составление такого "конспекта" Пространной Правды было связано с процессами кодификации российского законодательства в XVII в., развитием юридической мысли, интересовавшейся образцами средневекового законодательства. Практического применения Сокращенная Правда, видимо, не имела.

Правда Русская является главным источником по изучению правовой системы средневековой Руси и по вопросам социальной и экономической истории русского Средневековья.