Права органов местного самоуправления

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет возможности органов местного самоуправления поселений осуществлять права, не вытекающие из перечня вопросов местного значения и не переданные в порядке, предусмотренном для отдельных государственных полномочий. Отличие прав органов местного самоуправления от их полномочий состоит в том, что если возложенные на них полномочия органы местного самоуправления обязаны осуществлять, то права могут реализовываться по их желанию.

Фактически можно выделить три группы данных прав:

1) предусмотренные самим Законом о местном самоуправлении 2003 г.;

2) предусмотренные другими федеральными законами.

3) вытекающие из иных вопросов при соблюдении следующих условий:

- эти вопросы не должны относиться к компетенции других органов государственной власти и местного самоуправления (так называемый принцип остаточной компетенции);

- на решение этих вопросов органами местного самоуправления не установлен прямой запрет федеральными законами и законами субъектов РФ;

- решение данных вопросов возможно только за счет собственных средств местных бюджетов.

В любом случае реализация указанных выше прав может осуществляться органами местного самоуправления только в добровольном порядке.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. органы местного самоуправления наделены некоторыми правами, не вытекающими из перечня вопросов местного значения, но и не относимыми к отдельным государственным полномочиям.

Так, органы местного самоуправления поселений ст. 14.1 Закона о местном самоуправлении 2003 г. наделены такими правами, как:

- создание музеев поселения;

- совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

- осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.;

- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

- участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

- создание муниципальной пожарной охраны;

- создание условий для развития туризма;

- оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям.

Органы местного самоуправления муниципального района имеют следующие права:

- создание музеев муниципального района;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

- создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;

- осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;

- создание условий для развития туризма;

- оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям.

Органы местного самоуправления городского округа имеют такие права, как:

- создание музеев городского округа;

- создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

- осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.;

- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

- оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

- создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи;

- создание муниципальной пожарной охраны;

- создание условий для развития туризма;

- оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает также возможность участия органов местного самоуправления в реализации государственных полномочий, не переданных им (в том числе и путем дополнительного финансирования).

Участие органов местного самоуправления в реализации таких полномочий возможно только на добровольной основе, какое-либо принуждение со стороны государственных органов и их должностных лиц здесь недопустимо.

Указанные полномочия носят государственный характер, однако находятся в сфере совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления, в силу чего в федеральных законах, регулирующих реализацию данных полномочий, должны указываться пути взаимодействия государственных и муниципальных органов, а также пределы их правового регулирования органами государственной власти.

Так, например, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" "органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции, в том числе на дополнительные выплаты сотрудникам полиции сверх установленного размера денежного довольствия, в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете. Обслуживание указанных расходов осуществляется на лицевых счетах по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства в установленном порядке".

Следует обратить внимание на то, что органы местного самоуправления могут производить дополнительное финансирование не переданных им государственных полномочий только в случае прямого указания на это в федеральных законах. По-видимому, данная норма направлена на предотвращение нецелевого расходования средств местного бюджета в ущерб финансированию вопросов местного значения. Единственным исключением является финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, которое возможно со стороны органов местного самоуправления и при отсутствии указания на это в федеральном законодательстве.

Любое добровольное участие органов местного самоуправления в реализации не переданных им государственных полномочий не является основанием получения ими субвенций из бюджетов вышестоящих уровней.

Помимо этого некоторые другие федеральные законы также устанавливают права органов местного самоуправления на совершение определенных действий, не относящихся к реализации вопросов местного значения и не переданных им в качестве отдельных государственных полномочий.

Таковыми, в частности, являются:

- рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) (ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 защите прав потребителей");

- проведение мероприятий в сфере мелиорации земель: владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности; обеспечение защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях; координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель (ст. 16 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель");

- оказание содействия органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан (ст. 7.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации") и др.

Наконец, органы местного самоуправления имеют право на решение вопросов, относящихся к гак называемой остаточной компетенции, т.е. вопросов, не отнесенных к ведению органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.