Права и обязанности

Представление человека о своих правах и обязанностях в зрелом возрасте становится все более производным от его ценностных ориентаций, т.е. сравнительно устойчивых отношений человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека (В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов). Ценностные ориентации проявляются не только в целях и идеалах человека, но и в его нравах и обязанностях, которые в зрелости обычно представлены через семейные или социальные роли либо через общественные нормативы жизнедеятельности. Так, человек, который претендует на права и выполняет обязанности, присущие, например, роли матери и педагога или сына и директора, в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения в то же время будет пользоваться общественным транспортом. Но именно индивидуальный набор и выраженность ценностей будет определять приоритетные роли или общественные нормативы, включаемые в индивидуальное пространство осознаваемых и отстаиваемых человеком прав и обязанностей.

Осознание времени (отношение к прошлому, настоящему, будущему)

Еще в юности человеку необходимо научиться одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и устремляться в будущее. Однако достижение такой гармонии непростая задача. У многих сохраняется подростковая устремленность в будущее, т.е. установка на то, что происходит еще не жизнь, а подготовка к жизни, а сама жизнь впереди. Время не бережется, оно тратится различными способами, потому что кажется, что его еще очень много. Но в какой-то момент человек начинает понимать, что будущее преобразовалось в прошлое, а возможность настоящего потеряна. В этом случае достаточно рано может появиться ощущение законченности жизни, сожаление о несделанном. Появляется желание быть, выглядеть моложе.

"Иногда мне кажется, что жизнь прошла не то чтобы впустую, а как-то не так. Оглядываешься назад, о многом жалеешь, хочешь изменить. Иногда хочется бросить все и начать новую жизнь".

Ж., 37 лет

"Мне сейчас 26 лет, а все время хочется сказать – 25. Наверное, на эту цифру я больше согласна, и на ней мне хочется остановиться".

Ж., 26 лет

"Чувствуешь себя уже не на 20 лет, но лет на 30–35. Это чувствуется, когда о будущем задумываешься. Не очень весело становится. В принципе глубоко влезать в это не хочется".

Ж., 39 лет

"А ведь я еще и бабушкой стала. Ну какая же я бабушка в 43 года!? Хотя, конечно, я очень рада. Да, сын мой уже отцом стал... Как неумолимо время!"

Ж., 43 года

Экзистенциальный кризис предоставляет человеку возможность еще раз вернуться к поиску гармонии между отношением к прошлому, настоящему и будущему. Это возможность ретроспективно взглянуть на свое прошлое и увидеть его ошибки и ценности, определить желаемые цели на будущее и, главное, встретиться со своим настоящим. Или, как любят говорить психологи, научиться жить "здесь и сейчас".

Отсутствие у человека контакта со своим настоящим может привести к появлению искаженных единиц измерения времени. У мужчин такой единицей часто является количество достижений, у женщин – рост детей. В этом случае и будущее для первых слитно с последующими достижениями, у вторых с будущим их детей. Однако в последующие годы, когда продолжение достижений станет невозможным, а дети станут строить свою жизнь, возможна полная потеря будущего и настоящего. Взамен разовьется устремленность в прошлое, сопровождающаяся глубокими негативными переживаниями.

"В моем возрасте есть те, кто достиг в жизни большего, но, с другой стороны, есть те, кто достиг меньшего. Смотришь на людей более младшего возраста, 25–30 лет, и размышляешь, в чем они тебя догонят. Смотришь на людей более старшего возраста, 40–45 лет, и пытаешься на их примере понять, что ждет тебя впереди".

М., 34 года

"Каким я вижу свое будущее? Думается мне, что Петечка скоро окончит школу, ему как раз год остался. Мне бы хотелось, чтобы он стал военным. Потом лет через 5–6 женится на какой-нибудь красавице".

Ж., 34 года

"Дочка растет. Наверное, изменения во мне во многом определяются ее взрослением. Она, наверное, теперь воплощение того нового, чего я ждал. Она делает меня моложе".

М., 36 лет

Будущее видится слишком определенным – не будет ничего нового, интересного.

"Я знаю, что будет сегодня, чем я займусь завтра, послезавтра, через год, в конце концов. Нет ничего нового".

М., 36 лет