Права несовершеннолетних в области культуры и досуга

В ст. 31 Конвенции о правах ребенка предусматривается, что государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Указанное право несовершеннолетних реализуется в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1. В ст. 12 Основ предусмотрено право человека на приобщение к культурным ценностям; существует специальная мера для лиц, не достигших возраста 18 лет: право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. В ст. 27 содержится специальная норма, посвященная реализации несовершеннолетними их права на отдых и досуг, и прежде всего на творческую деятельность: "Российская Федерация ... реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью". В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами; создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций – школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек (ст. 30).

В ст. 33 Основ предусмотрено, что органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их свободу и независимость.

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (ст. 30 Конвенции).

В законодательстве РФ о культуре отсутствуют специальные нормы, которые были бы прямо направлены на реализацию указанного права именно несовершеннолетними. Однако Российская Федерация признает право каждого человека на личную культурную самобытность: "Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности" (ст. 11 Основ). Несомненно, что с помощью данного положения конкретизируется также право несовершеннолетнего на собственную индивидуальность. Кроме того, в соответствии со ст. 20 Основ "народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания".

Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях. В соответствии со ст. 21 Основ за лицами, компактно проживающими вне своих государственных образований либо не имеющими своей государственности, признается право на национально-культурную автономию; порядок создания и правовое положение национально-культурных автономий конкретизированы в Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии".

Наконец, в ст. 22 Основ предусмотрено, что "Российская Федерация гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении сохранения и восстановления культурно- национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российской Федерации посредством исключительных мер защиты и стимулирования, предусмотренных федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития".

Здоровое развитие несовершеннолетних практически невозможно без физического воспитания. Физкультурно-спортивная деятельность в России регулируется Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Φ3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Нельзя сказать, что в данном Законе уделено особое внимание развитию детско-юношеского спорта, хотя об этом упоминается в ряде норм: в ст. 6, 8, 9 как о полномочиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В ст. 22 определено, что несовершеннолетним спортсменам могут быть присвоены первый юношеский разряд, второй юношеский разряд, третий юношеский разряд. О создании детско-юношеских спортивных клубов и центров дополнительного образования детей упоминается в ст. 32, 33, 35 в связи с регулированием отношений по поводу физической культуры и спорта в сфере образования.

Как видим, нормы Конвенции о правах ребенка о праве несовершеннолетнего на развитие в целом нашли отражение в законодательстве РФ, хотя, по нашему мнению, реализацию данного права в области образования и культуры вряд ли можно назвать близкой к максимальной.

С учетом явной недостаточности мер экономического, организационного и правового характера в Национальной стратегии предусмотрены меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, в частности:

– разработка и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности;

– разработка нормативно-правовой базы в целях введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства;

– оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– оказание государственной поддержки существующим и создаваемым новым телевизионным каналам и передачам для детей, подростков, детским театрам, кино- и телестудиям;

– формирование государственного заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию;

– оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков;

– реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек;

– оказание государственной поддержки разработке и реализации комплексных межотраслевых программ, а также общенациональным акциям по развитию детского чтения и литературы для детей; организации открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей;

– организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей;

– доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.