Права исполнителей

Исполнителю принадлежат как личные неимущественные права, так и исключительные права, к которым относятся:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства – право признаваться автором исполнения;

3) право на имя – право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения – право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Право на имя, право авторства и право на неприкосновенность произведения относятся к личным неимущественным правам исполнителя.

Исключительное право на исполнение означает право использования исполнения или постановки в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

1) сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения;

2) сообщение по кабелю, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части.

Запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения;

7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору;

8) публичное исполнение записи исполнения, т.е. любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи[1], независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Права исполнителя признаются за ним в случаях, если:

1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

3) исполнение, постановка записаны на охраняемую в Российской Федерации фонограмму;

4) исполнение, постановка не записаны на фонограмму, но включены в охраняемую на территории РФ передачу в эфир или по кабелю.

Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, осуществлять свои права он должен с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

В соответствии с п. 5 ст. 1281 ГК РФ, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный п. 1 указанной статьи, продлевается на четыре года.

Исключительное право на исполнение переходит по наследству, например по завещанию. Может оно переходить и по закону, например если отсутствуют наследники, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. В таком случае исключительное право на произведение прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Исключительные права исполнителя могут быть переданы по договору другим лицам.

По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние.

Исключительное право на исполнение, воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения не распространяется на случаи, когда:

1) такая запись была произведена с согласия исполнителя;

2) воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Кроме того, ГК РФ не предусмотрел "исчерпания права" на исполнения, и в § 2 гл. 73 ГК РФ, посвященном правовой охране результатов творчества исполнителей, данный принцип не определен. Так, Н. В. Иванов считает, что в этом случае в ст. 1306 ГК РФ допущена ошибка, которая требует незамедлительного устранения, так как в итоге это может привести к парадоксальным ситуациям. Например, для того чтобы "продать или подарить “лицензионный” компакт-диск, содержащий правомерно опубликованные произведения, исполнения и фонограммы, необходимо получить отдельное разрешение обладателя исключительного права на содержащиеся на диске исполнения. При этом получать аналогичное разрешение у обладателей исключительного права на зафиксированные на диске произведения и фонограммы не требуется, поскольку в отношении данных объектов принцип исчерпания прав законодательно установлен (ст. 1272, 1325 ГК РФ)"[2].