Лекция 4. Права человека и гражданина в европейском союзе

Принципы правового положения человека и гражданина – это основополагающие начала, исходя из которых осуществляется реализация прав и свобод человека и гражданина, а также выполнение его обязанностей.

Принцип равенства призван обеспечить одинаковые условия реализации прав и свобод всеми людьми, воспрепятствовать дискриминации или, наоборот, созданию необоснованных привилегий. Его составными элементами являются следующие.

1. Юридическое равенство, т.е. равноправие: "Все равны перед законом" (ст. 20 Хартии Европейского Союза об основных правах).

2. Социальное равенство, т.е. равенство людей независимо от принадлежности к определенной социальной группе или категории, в частности, независимо от "пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, языка, вероисповедания или убеждений, политических или иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, наличия инвалидности, возраста или сексуальной ориентации" (ст. 10 Договора о функционировании Европейского Союза, π. I ст. 21 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.).

3. Политическое равенство, т.е. равенство независимо от государственной принадлежности (гражданства) (ст. 18 Договора о функционировании Европейского Союза, п. 2 ст. 21 Хартии).

Схема 4.1. Принципы правового положения личности в Европейском Союзе

4. Равенство полов. Принцип равенства женщин и мужчин является частным случаем принципа социального равенства, но в силу его большой значимости закрепляется в качестве отдельного нормативного положения (ст. 8 Договора о функционировании Европейского Союза, ст. 22 Хартии).

В то же время указанная норма содержит оговорку, допускающую сохранение или создание особых преимуществ "в пользу недостаточно представленного пола".

5. Принцип уважения прав человека и основных свобод. Данный принцип – одна из аксиом правового государства, один из общих принципов конституционного строя. Признанный изначально Судом ЕС, в настоящее время он выступает как один из общих принципов конституционного строя, соблюдать который обязаны и сам Союз, и все его государства-члены в соответствии со ст. 6 Договора о Европейском Союзе.

6. Принцип гарантированности прав и свобод. В отличие от принципа равенства и принципа уважения прав и свобод, принцип гарантированности закреплен в виде конкретных юридических гарантий, которые призваны обеспечить защиту субъективных прав от нарушений со стороны частных лиц и органов публичной власти, в том числе наднациональной.

Правовой статус граждан Европейского Союза

Важным условием обеспечения целостности и единства Союза является гражданство ЕС. Гражданству Союза посвящена часть II Договора об учреждении ЕС, а также специальная Декларация о гражданстве государства-члена, являющаяся приложением к Договору 1992 г.[1] Гражданство ЕС – это устойчивая политико-правовая связь личности и специфической наднациональной организации политической власти – Европейского Союза, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности. Она дополняет правовой статус граждан государств – членов ЕС. Именно в такой формулировке мы привыкли воспринимать конституционно-правовой институт гражданства. Однако гражданство Союза есть нечто иное. Его введение не заменило, а дополнило национальное гражданство. Граждане (подданные) государств-членов сохраняют свою принадлежность к государствам и одновременно являются гражданами Союза. Более того, основания приобретения и прекращения союзного гражданства устанавливаются национальным законодательством государства- члена согласно Декларации о гражданстве государства-члена. Правовой статус граждан Союза определяется указанными положениями Договора о функционировании Европейского Союза, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), "общими конституционными традициями" государств-членов, Хартией Сообщества об основных социальных правах работников. Статьи 18–21 Договора о функционировании Европейского Союза предоставляют гражданам Союза следующие права: право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов, право избирать и избираться на выборах в муниципальные органы власти по месту проживания и в Европейский парламент, право на дипломатическую и консульскую защиту со стороны представительств любого из государств-членов за пределами Союза, право обращения в Европейский парламент и к Омбудсману Союза, а также возможность направлять обращения в любой из институтов Союза на любом из официальных языков Союза и получить ответ на том же языке.

В 2000 г. был принят новый важный акт, закрепляющий основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе, – Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г., – который в соответствии с Лиссабонским договором должен приобрести такую же юридическую силу, как и учредительные договоры Союза.

В соответствии с Лиссабонским договором граждане Союза в количестве не менее I млн человек могут выступить с инициативой пригласить Европейскую комиссию начать процедуру принятия правового акта Союза в целях применения Договоров (п. 4 ст. II Договора о Европейском Союзе). Народная инициатива на практике пока не использовалась.

Схема 4.2. Правовой статус граждан Европейского Союза