Лекция 7. Практика управленческой кризис-диагностики

В результате изучения главы студент должен:

знать

• понятие, сущность, цели и задачи проведения управленческой кризис-диагностики;

• методы, инструменты организации и проведения управленческой кризис-диагностики;

уметь

• проводить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций;

• оценивать основные риски деятельности организации;

• применять методику организации и проведения управленческой кризис-диагностики;

владеть

• методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

• способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений по результатам проведения управленческой кризис-диагностики;

• способностью находить организационно-управленческие решения.

Сущность и проблематика управленческой кризис-диагностики

Управленческая кризис-диагностика является необходимым элементом процесса управления. Сущность и особенности кризис-диагностики рассматриваются известными учеными и специалистами, например, в трудах И. И. Мазур, В. С. Анфилагова, М. А. Бахрушиной и др. При этом однозначное толкование понятия "управленческая кризис-диагностика" в литературе отсутствует.

Под термином "диагностика" принято понимать процесс, позволяющий выявить и изучить проблему. Диагностика является учением о методах и принципах распознавания болезни и постановке диагноза.

Применительно к экономической науке болезнью можно считать возникновение ситуации, которая может привести к кризису, в связи с чем управленческая кризис-диагностика позволяет выявить неблагоприятные тенденции с целью предотвращения кризисных явлений, определить причины, вызвавшие кризис и, самое главное, разработать необходимый комплекс мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий кризиса.

Таким образом, управленческая кризис-диагностика представляет собой инструмент планирования и финансового мониторинга, включающий широкий спектр аналитических и исследовательских процедур, выявлять узкие места в деятельности организации, определять причины возникновения кризисных явлений и оценивать их влияние на финансово-хозяйственную деятельность, а также прогнозировать вероятность банкротства организации. Целью управленческой кризис-диагностики является определение состояния исследуемого объекта на соответствие заданным ожиданиям или установленным критериям (нормативам). Объектом диагностики может являться как финансово-хозяйственная деятельность организации, так и ее отдельные бизнес-процессы.

Ключевой задачей управленческой кризис-диагностики являются возможность выявления проблем и дальнейшая разработка управленческих решений, направленных на предотвращение кризисных явлений, минимизацию негативных последствий при выявлении неблагоприятных тенденций и обеспечение эффективной системы управления. К основным функциям управленческой кризис-диагностики можно отнести:

• возможность получения необходимой информацией для принятия управленческих решений;

• определение неэффективных элементов в системе управления;

• выявление узких мест при осуществлении бизнес-процессов;

• определение неблагоприятных тенденций и анализ причин их возникновения;

• прогнозирование вероятности банкротства организации.

Реализация данных задач позволяет выявить дисфункции при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и избежать возможного банкротства.

В рамках классификации управленческой кризис-диагностики можно выделить следующие ее типы:

1) по периодичности проведения:

• текущая;

• оперативная;

• перспективная;

2) по содержанию:

• комплексная;

• экспресс-диагностика;

• целевая;

3) по степени развития кризиса:

• превентивная;

• на начальных стадиях возникновения кризиса;

• в период кризиса.

Особенностью управленческой кризис-диагностики как элемента антикризисной политики является то, что на разных процедурах процесса банкротства инструментарий диагностики должен трансформироваться.

В учебной и научной литературе часто термины "диагностика" и "анализ" отождествляются. Наиболее точным, на наш взгляд, является определение Ш. А. Омарова, по мнению которого "диагностика" – более широкое понятие, чем "анализ" и "оценка", т.е. объединяет и содержит их в себе. Термин "анализ" в переводе с греческого означает разложение, разделение исследуемого объекта на части, отдельные элементы. По мнению А. Ф. Ионовой и Н. Н. Селезневой, экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов хозяйствующего субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы, с целью изучения их взаимосвязи и взаимоподчиненности путем синтеза. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Существуют различные классификации видов экономического анализа по определенным признакам, в частности:

• по роли управления;

• объектам управления;

• периодичности проведения;

• субъектам управления;

• методам изучения объектов и т.д.

По роли управления принято выделять управленческий (внутренний) и финансовый (внешний) анализ.

Управленческий, т.е. внутренний, анализ, является неотъемлемым элементом процесса управления и направлен на удовлетворение информационных потребностей менеджмента хозяйствующего субъекта.

Финансовый, или внешний, анализ направлен, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей, у которых отсутствует доступ к данным управленческого и бухгалтерского учета.

Управленческая кризис – диагностика проводится на основе собранной информации, сформированной по данным финансового и управленческого учета. Система учета включает в себя следующие стадии: сбор финансово-экономической информации; систематизация собранной информации; анализ и интерпретация полученной информации, составление бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности.

Сбор информации является первичным этапом учетного процесса. В бухгалтерском учете все хозяйственные операции отражаются только на основании первичных учетных документов, составленных в соответствии с требованиями законодательства. В управленческом учете нет императивных требований к порядку формирования информации. Этот этап является ключевым, поскольку на основе собранной информации впоследствии менеджмент организации будет принимать стратегические и тактические решения. На втором этапе собранная информация должна быть систематизирована. В бухгалтерском учете такая систематизация обеспечивается за счет соблюдения основных принципов и методов ведения учета, в частности, документации, двойной записи, балансового обобщения информации. В управленческом учете порядок систематизации информации определяется целями и задачами менеджмента организации. Завершающим этапом любого учетного процесса является формирование отчетности, которая позволяет получить комплексную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Процесс управления является непрерывным и осуществляется посредством различных методов, одним из которых является управленческая кризис-диагностика. Основной характеристикой, отличающей управленческую кризис-диагностику от финансового анализа, является то, что результат финансового анализа – констатация свершившихся фактов хозяйственной жизни, в то время как управленческая кризис-диагностика представляет собой элемент антикризисной политики, выполняющий, прежде всего, превентивную функцию и направленный на разработку, внедрение мероприятий, позволяющих своевременно идентифицировать риски организации, с целью недопущения кризисных явлений или минимизации их негативных последствий.