Практика оценки конкурентоспособности товаров

Телепрограмма производится при финансовой поддержке "Первого канала". Оценка производится в несколько этапов: 1) отборочный тур; 2) лабораторные испытания; 3) финал; 4) лабораторные испытания вне конкурса.

Рассмотрим порядок оценки на примере электрических чайников (конкурс проводился в 2007 г.).

Объектами были семь чайников разных фирм-производителей: № 1 TEFAL; № 2 BINATONE; № 3 BRAUN; № 4 BORK; № 5 MOULINEX; № 6 VITEK; № 7 BOSCH.

При отборе образцов учитывались три признака: объем (1,5 л); материал корпуса (пластмасса); степень автоматизации (автоматическое выключение). Производители выставленной на конкурс бытовой техники были засекречены и скрывались под номерами.

Членами отборочного тура были обычные покупатели обычного магазина. Каждый покупатель, став участником отборочного тура, получал возможность проголосовать только за один образец чайника. Покупатели оценивали внешний вид чайника и удобство использования.

После "народного голосования" были отбракованы образцы № 3 и № 5.

Все образцы (в том числе отбракованные) были направлены в экспертную лабораторию одного из центров стандартизации и метрологии. Специалисты провели испытания по таким характеристикам, как: 1) расход электроэнергии;

2) скорость закипания; 3) надежность; 4) удобство использования. По заключению экспертов, все представленные образцы показали одинаковые положительные характеристики.

При оценке надежности было установлено, что в образце № 2 была обнаружена ненадежная контактная группа, которая может привести к быстрой поломке чайника; в образце № 4 - зафиксировано слабое крепление крышки. Указанные образцы выбыли из борьбы за звание лидера "Контрольной закупки".

При оценке удобства использования было установлено, что чайник № 6 имеет узкое горлышко и острые края, его неудобно чистить; лучшую оценку получил прибор № 1.

Таким образом, в финал вышли образцы № 1 и № 7. У последнего имеется преимущество - наилучшая теплоизоляция, которая обеспечивает медленное остывание после закипания.

В рамках внеконкурсной экспертизы профессиональное жюри оценило образцы, забракованные "народным жюри", и выяснило, что в чайнике № 3 медленнее всего закипает вода и после закипания продолжается нагрев, что приводит к большому энергопотреблению и ухудшению качества воды; чайник № 5 из-за узкого горлышка неудобно чистить.

В качестве консультантов в передаче участвовали опытный покупатель (в рубрике "По секрету всему свету") и консультант магазина бытовой техники

Оценка конкурентоспособности в рамках потребительской экспертизы, организуемой журналом "Потребитель"

Объектом являются товары, поступающие на российский рынок, преимущественно сложнотехнические - бытовая техника (электробытовые машины и приборы), инструменты, садовая техника, видеотехника.

Основной объект оценки - товары-марки. В отдельных случаях оценивают конкурентоспособность укрупненных объектов-видов и групп товаров. Так, при появлении на рынке новых видов товаров дается их с сравнение с традиционными, например: оценка "термопотов" (чайников-термосов) с электрочайниками; "паровых станций" (бойлеры-утюги) с электроутюгами. Оценке могут подвергаться укрупненные объекты. Например, механическая малая техника (овощерезки, терки, мельницы) сравнивается с электрическим аналогом.

При тестировании оценивают (экспертным методом) технические характеристики товара - функциональность конструкции, эргономичность конструкции, ее экологичность и безопасность. В ряде случаев критической оценке подвергается инструкция к товару. Часто эксперты применяют социологический метод, когда опираются на мнение посетителей интернет-форума.

Комплексная характеристика дастся преимущественно в качественной форме - путем указания на сильные и слабые стороны изделия.

Поскольку выводы о конкурентоспособности делаются не на основе сравнения с конкретными товарами-аналогами, можно считать, что эксперты "отталкиваются" от некоторого эталона - гипотетического образца.

Достоинством экспертизы данного формата является не только констатация плюсов и минусов оцениваемого товара, но и оценка социального адреса - рекомендации для разных категорий потребителей и ситуаций эксплуатации.

Оценка конкурентоспособности в рамках потребительской экспертизы, организуемой журналом "Спрос"

Объектом являются как непродовльственные, так и продовольственные товары. Особенностью и достоинством оценки являются: перевод технических характеристик в потребительские показатели качества; учет весомости показателей; комплексная количественная оценка.

Методика оценки проиллюстрирована результатами оценки электродрелей (табл. 33).

Оценка показателей производится по 5-балльной системе. Комплексная оценка производится но формуле среднего взвешенного арифметического. На основе значения вычисленного комплексного показателя протестированное изделие относят к одной из пяти категорий: "отлично" (выше 4,5 баллов); "хорошо" (выше 3,5 баллов); "удовлетворительно" (выше 2,5 баллов); "с недостатками" (выше 1,5 баллов); "не рекомендуется" (до 1,5 баллов).

Как видно из табл. 33, лучшая модель Энкор может быть отнесена к категории "хорошо", а худшие модели - Ресурс и Sturm - к категории "с недостатками".

Результаты оценки представляются также в качественной форме путем идентификации сильных и слабых сторон протестированных моделей.

Особенности форматов оценки качества в рамках конкурентоспособности товаров представлены в табл. 34.

Таблица 33

Результаты испытаний электродрелей с ударным механизмом

Показатель

%

Значение показателя для электродрели торговой марки

Энкор

Калибр

ТД "Канаково"

Прогресс

Ресурс

Sturm

ДУЭ-580ЭР/13

ДЭ-650 ЕРУ

Д550 ЭРУ

ДЭУ-610 К1

РДУ-500

ID2154

Эффективность работы, %

40

4,6

3,7

3,4

3,5

3,1

3,8

сверление стали

40

4,6

2,8

3

2,9

3,8

3,7

ударное сверление (бетон/кирпич)

30

5

4,8

3,8

4,6

3

3,9

сверление древесины

20

4,6

4,3

4

3,4

2

4,1

ввинчивание шурупов

10

3

2,5

2,5

3

2,5

3,4

Удобство использования, %

40

3,9

2,4

3

2,4

2,2

2,5

пусковой выключатель

40

4

4

3

4,3

2

3

переключатель ударного режима

30

4

2,4

3

2

1

3

дополнительная рукоятка

20

3

3,6

3,4

4

4

1

плавность пуска

10

4,5

3

2,4

4

3

2,4

Инструкция, %

10

5

3

1,5

3

3,5

3

Уровень шума, %

10

2

4

3,3

3,7

4

3,7

Итоговая оценка, %

100

4,1

3,1

3

3

1,9

1,7

Таблица 34

Практика потребительской оценки качества

Аспекты

оценки

Форматы оценки

Научные исследования

Потребительские тесты журнала "Потребитель"

Программа "Контольная закупка" Первого канала ТВ

Потребительские тесты журнала "Спрос"

Объекты

Проектируемая и опытная продукция

Товары:

поступающие на российский рынок;

непродовольственные;

преимущественно сложнотехнические

Непродовольственные и продовольственные товары

Субъекты

Научные работники институтов, лабораторий, фирм, эксперты

Эксперты

Эксперты, покупатели

Эксперты

Оцениваемые характеристики

Конструкция, технические характеристики, показатели качества

Конструкция, технические характеристики

Преимущественно показатели качества

Конструкция, технические характеристики, преимущественно показатели качества

Методы оценки характеристик

Измерительные, экспертные, экспериментальные

Экспертные, социологические (материалы, интернет-форумов)

Измерительные, экспертные, экспериментальные

Измерительные, экспертные

Комплексная оценка

Преимущественно комплексная взвешенная оценка

В качественной форме, с указанием преимуществ и недостатков в выводах теста

Определение победителей конкурса и внеконкурсная экспертиза

Комплексная взвешенная оценка в баллах с отнесением к категории качества, указание на преимущества и недостатки в выводах теста