Практика межнационального воспитания

Практика межнационального воспитания содержит два важных аспекта. Во-первых, это педагогическая деятельность, направленная на межкультурный диалог в пределах того или иного государства или интегрированного региона. Во-вторых, это образование, вектор которого направлен за пределы национальных государств. При сравнении этих двух случаев уместно прибегнуть к такой аллегории: не трудно писать письма далекому другу, гораздо сложнее дружить с соседями по коммунальной квартире.

В условиях интенсивной международной интеграции, информационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернациональное воспитание. В его основе видят не идеологические приоритеты, а потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. В интернациональном воспитании происходят важные перемены, отразившие политические изменения в мире. В последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира.

Россия. Проблема воспитания в духе диалога культур не теряет остроты в постсоветской России. Злободневность проблемы обострена, по крайней мере, четырьмя капитальными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик Советского Союза. В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе.

В этой связи особенно важна организация межкультурного диалога в национальных школах, где, кроме русской культуры, изучаются и осваиваются культуры нерусских этносов. Национальные школы обеспечивают единый федеральный образовательной стандарт, который задан на русском языке, и одновременно приобщают к национальной (этнической) культурной традиции. В национальных школах в качестве обязательных введены программы языка, истории и культуры того или иного народа многонациональной России.

Ряд национальных школ накопили уникальный опыт воспитания на основе межнационального диалога. Одна из таких школ – учебно-воспитательный комплекс № 1650 г. Москвы. В 1993/94 учебном году в комплексе имелись 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. Школьники дополнительно к основной программе изучали язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своих народов (национальные виды спорта, кулинария, танцы, праздники и пр.). Занятия вели носители соответствующих языков и культур.

В постсоветской России приобрело качественно новые черты интернациональное воспитание, прежде всего в силу избавления от стереотипов идеологического противостояния двух социальных систем. В учебных программах по истории, географии, литературе развитие человеческой цивилизации рассматривается как интернациональный – единый и разнообразный – процесс. Педагоги реализуют проекты, способствующие диалогу культур. Так, в 1989 г. фондом "Культурная инициатива" в Москве был открыт мужской лицей им. Рублева, где углубленно изучаются история и культура Древней Руси. Лицей – международный, в нем учатся российские и зарубежные школьники. В 1990-х гг. в нескольких средних учебных заведениях возникли Евроклубы, участники которых расширяли свои знания о странах Европейского союза. Расширяются дружеские контакты школьников со сверстниками из других ведущих стран мира. Ряд школ Москвы, Петербурга, Владимира и других городов в 1980–1990-х гг. стали побратимами учебных заведений США, Англии, Германии, Франции. После десятилетий "железного занавеса" подлинным прорывом оказались массовые поездки в 1989 г. российских школьников за рубеж, когда не менее 1500 российских ребят гостили в американских колледжах и около 1000 – в школах Великобритании.

Усилия по воспитанию российских учащихся в духе межкультурного диалога не приносят, к сожалению, существенных позитивных результатов. Показательны в этом отношении тревожные итоги международного мониторинга школьников (2009), когда 47% российских респондентов не нашли никакого ответа на вопрос: "Почему важно знание культуры других стран?".

Зарубежье. Важные тенденции и факты в школах ведущих стран мира свидетельствуют о воспитании учащихся духе дружбы и сотрудничества между народами и странами. Многочисленные письма школьников Запада русским сверстникам говорят о доброжелательности, желании жить в мире и согласии. Канули в Лету порожденные идеологической конфронтацией подозрительность и враждебность к России. "Русские дружелюбны и щедры", – говорят американские подростки после общения со сверстниками из России. Визиты российских школьников в страны Запада используются для того, чтобы усилить мотивацию для положительного отношения к России.

В 1988 г. была учреждена международная организация "Педагоги за мир", которая координирует осуществление широкой программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских лагерей, подготовка соответствующих дидактических материалов. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых школьники обсуждают музыку, спорт, досуг, экологию и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя жителями одной планеты. Ассоциация "Педагоги за мир" организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности, вносит особый вклад в воспитание дружеских чувств к России. Члены Ассоциации – преподаватели русского языка в США и Франции регулярно устраивают общенациональные олимпиады школьников по русскому языку и литературе. Масштабы преподавания русского языка, впрочем, невелики. В США его ежегодно изучают около 10 тыс. школьников, во Франции – около 25 тыс. Западные педагоги считают, что этого явно недостаточно. Как утверждает активист Ассоциации "Педагоги за мир" Л. Волине, расширение преподавания русского языка в США послужит интересам демократического воспитания.

Осуществляются международные проекты в духе интернационального воспитания. Среди таких проектов – создание международных школ (international school). К 1996 г. в проекте было задействовано более 600 учебных заведений в 83 странах. В них насчитывалось около 3 тыс. учащихся от 3 до 19 лет и 250 преподавателей. Президент проекта Р. Пиль считает, что предназначение подобных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на национальные культуру и самосознание, приобщать к культуре других народов. Помимо ориентации на высокие образовательные стандарты, международные школы воспитывают в духе гражданской ответственности и международного взаимопонимания. Выпускник учебного заведения видится как "критичный, доброжелательный, информированный мыслитель, разделяющий общечеловеческие ценности, принципы уважения культурных различий".

Школы отдельных стран Запада становятся более открытыми для межкультурного диалога. Если в конце 1950-х – начале 1960-х гг. государственные школы США подвергались критике за дискриминацию, расизм, то сегодня ситуация заметно изменилась в сторону расовой толерантности.

В Германии, бывшей когда-то очагом расизма, заметна деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна (директор Ю. Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам фашизма и одновременно получают уроки демократического интернационального воспитания.

Задачи межкультурного образования декларируются в учебных планах и деятельности преподавателей во всех странах Западной Европы.

Вместе с тем школа зарубежья с трудом поворачивается к диалогу культур. Так, во Франции в образовании по-прежнему господствует франкоцентризм. Учебные программы фактически не соответствуют воспитанию в условиях культурно-плюралистического сообщества. Как свидетельствует О. Менье, в них скупо представлены темы по истории колонизации, религий, миграции, изучение которых могло бы содействовать кросс- культурному воспитанию. Французская школа ограничивается крайне дозированной передачей знаний о реальностях разнообразия культур, духовных ценностей, учет которых позволяют избежать конфликтов и "жить совместно" в многокультурном социуме. Большинство преподавателей игнорируют проблему этнических или национальных различий, не принимают во внимание особенности учащихся – представителей малых субкультур.