Практические задания

Задание 1. Ваша компания открывает торговый филиал в Объединенных Арабских Эмиратах. Какие аспекты культурной среды, связанные с религиозным фактором, вам необходимо обязательно принять во внимание? Определите, на какие аспекты вашего бизнеса в ОАЭ религиозные догмы оказывают прямое или косвенное влияние, в каких формах и насколько интенсивно может проявиться это влияние. Сформулируйте возможные пути решения возникающих проблем. Что такое "исламская этика бизнеса", в чем ее особенности? Перечислите ограничения для ведения бизнеса в мусульманской стране.

Задание 2. Заполните таблицы и дайте краткие характеристики культур стран по выделенным параметрам.

Модель Г. Хофштеде

Страна

Дистанция

власти

Индивидуализм – коллективизм

Избегание

неопределенности

Мужественность – женственность

США

Франция

Япония

Швеция

Китай

Арабские страны

Германия

Россия

Модель Ф. Тромпенаарса – Ч. Хэмиден-Тернера

Страна

Параметры

1

2

3

4

5

6

7

США

Франция

Япония

Швеция

Китай

Арабские страны

Германия

Россия

Параметры: 1 – универсализм – партикуляризм; 2 – ориентация на достижение – ориентация на статус; 3 – диффузность – специфичность; 4 – индивидуализм – коллективизм; 5 – эмоциональность – нейтральность; 6 – отношение ко времени; 7 – отношение к окружающей среде.

Задание 3. Проанализируйте кейс "Ценности спасательного плота" по влиянию социокультурных факторов на ведение бизнеса и ответьте на вопросы.

• Каким образом можно использовать представленные ценности "спасательного плота" при ведении бизнеса с китайской стороной?

• Каким образом данные ценности определяют организационное поведение в китайских компаниях?

Ценности спасательного плота

В своей статье в Howard Business Review Дж. Као представил то, что он называет "ценностями спасательного плота" для зарубежных китайских предпринимателей. Этот набор ценностей выделяет некоторые уникальные черты, которые исторически предопределили бизнес китайцев за рубежом:

• бережливость обеспечивает выживание;

• желателен высокий, даже иррациональный уровень сбережений, независимо от непосредственных нужд;

• необходим усердный труд, даже на грани изнеможения, чтобы предотвратить многие беды, присущие непредсказуемому миру;

• единственные люди, которым вы можете доверять, – это члены вашей семьи, и бизнес создается как семейный спасательный плот;

• суждение некомпетентного родственника более надежно, чем компетентного чужака;

• послушание старшему необходимо для сохранения единства и верной направленности предприятия;

• инвестиции должны основываться на родственных или клановых связях, а не на абстрактных принципах;

• материальные ценности, такие как недвижимость, природные ресурсы, золотые слитки, предпочтительнее нематериальных, таких как неликвидные ценные бумаги или интеллектуальная собственность;

• всегда держите свои чемоданы собранными.

Задание 4. Проанализируйте кейс "Важность контекста: западные многонациональные корпорации в Китае" и ответьте на вопросы.

• Какие социокультурные особенности рынка важно учитывать при осуществлении маркетинговой деятельности за рубежом?

• Почему знание специфики потребителя и особенностей его потребительского поведения может стать значимым конкурентным преимуществом международной компании?

Важность контекста: западные многонациональные корпорации в Китае

Опыт двух пар конкурентов в КНР иллюстрирует важность конкурентной стратегии, обусловленной местным контекстом.

Изначально Coca-Cola не была воспринята китайскими потребителями, так как по вкусу и цвету напоминала китайские растительные лекарства. Поэтому вместо того, чтобы активно продвигать колу на рынок, компания сосредоточила свои усилия на маркетинге других своих продуктов – спрайта и фанты. Китайские женщины предпочли спрайт коле, китайцам понравилось смешивать его с пивом или красным вином. Но как только компания утвердилась на рынке со спрайтом, она смогла уговорить своих потребителей попробовать колу. К концу 1990-х гг. соотношение продаж колы и спрайта было 4:3. В отличие от Coca-Cola Pepsi сфокусировалась на своем флагмане. Это привело к тому, что компания проглядела важность учета предпочтений китайцев, т.е. именно того, на чем была построена стратегия Coca-Cola.

Компания Anheuser-Busch, которой принадлежит Budweiser, внимательно изучала китайский рынок, прежде чем выйти на него, потому что осознавала, что китайский потребитель значительно отличается от американского. В Китае 70% пива класса "премиум" потребляется в ресторанах и барах, и только 30% – дома. Основная причина состоит в том, что китайцы любят заказывать пиво "премиум", когда приглашают друзей и деловых партнеров, и в этих случаях предпочитают заказывать большие бутылки в знак уважения и дружбы. Более того, алюминиевые банки в Китае в два раза дороже, чем бутылки. Поэтому Anheuser-Busch стал производить Budweiser в больших стеклянных бутылках, удовлетворяя потребности китайского потребителя. Однако, когда Miller, вторая по величине компания в США по производству пива, начала в 1992 г. продажи в Китае, то продавала пиво только в банках. В 1994 г. ей пришлось прекратить свой бизнес в стране. И только в 1996-м она вновь предложила свой продукт на рынке, но уже в больших стеклянных бутылках, однако не смогла конкурировать с утвердившимся к тому времени на рынке соперником.

Задание 5. Проанализируйте кейс "Я напортачил" в отношении корпоративной культуры и организационного поведения в компании Toyota и ответьте на вопросы.

• Как вы можете в целом прокомментировать данную ситуацию?

• О чем говорит такая реакция японцев на произошедшее?

• Как бы вы поступили на месте "героя" данного кейса?

• Если бы данная ситуация произошла в России, какова бы могла быть реакция руководства и коллег на допущенную ошибку работника?

Я напортачил

В качестве лидера группы я был направлен на месяц на завод Цуцуми с целью получения опыта работы на сборочной линии и практического овладения одним из процессов. Бригадиры говорили нам, что никто не сможет выполнить поставленную задачу за месяц, но мне очень хотелось доказать, что они ошибаются. Моя операция на конвейере заключалась в установке прокладки в нише шасси. Однажды у меня соскользнул пневматический гайковерт, и острым наконечником я поцарапал внутреннюю часть ниши. Я даже ойкнул от неожиданности, оглянулся вокруг и понял, что этого никто не заметил. Как известно, на конвейере натянут аварийный шнур, потянув за который, можно остановить конвейер. Мы были проинструктированы, что при возникновении или обнаружении любого дефекта мы должны конвейер останавливать. Это был момент истины. Моя первая реакция была сделать вид, что ничего не произошло, так как царапину, скорее всего, никто бы и не заметил и никто бы и не понял, что я в этом виноват. Но совесть меня заела и, кроме того, хотелось проверить, насколько серьезно на фирме относятся к своим же требованиям о признании собственных ошибок. Поэтому я потянул за шнур, ко мне подошел бригадир, чтобы устранить проблему, а еще он показал мне, как нужно пальцем удерживать гайковерт, чтобы такое не повторилось в будущем. Похоже, что он совсем не рассердился на то, что я сделал эту царапину.

Во второй половине дня у нас было небольшое собрание, на котором лидер группы доводил до нас информацию по вопросам техники безопасности и качества и выслушивал проблемы от членов бригад. Разговор шел по-японски, поэтому я ничего не понял до тех пор, пока не услышал "Майк-сан". Я насторожился и стал тщательно прислушиваться. Среди японских слов я слышал похожее на английское слово "царапка" ... Так и есть, я попался, сейчас мне всыплют... Но вдруг вся группа повернулась ко мне, все заулыбались и захлопали в ладоши. Расходясь, все стали похлопывать меня по спине, жать мне руку. Я был поражен. После этого я уточнил через переводчика, что произошло, и он подтвердил, что мне аплодировали за то, что я сделал ошибку и признал это. Не скрою, я был очень горд. Как, думаете, я поступлю, если допущу ошибку в будущем?

Задание 6. Проанализируйте кейс "Зоны экспортного производства" и ответьте на вопросы.

• Чем обусловлено активное перемещение производства из развитых стран в страны третьего мира?

• Каковы возможные социальные последствия данного процесса?

• Почему, на ваш взгляд, ТНК производят свою продукцию в основном в странах Юго-Восточной Азии? Влияет ли на это специфика менталитета азиатских работников?

Зоны экспортного производства

В 1990-х гг. безудержные расходы на маркетинг, корпоративные слияния и расширение брендов сопровождались невиданным дотоле сокращением инвестиций в средства производства и сокращениями штатов. Для сокращения издержек глобальные корпорации все чаще переносят производство в страны развивающиеся. В Индонезии, Китае, Мексике, во Вьетнаме, на Филиппинах и в других странах появляется все больше зон экспортного производства (зэп). В дальнейшем с расширением их функций они преобразовывались в свободные экономические зоны (сэз) как самостоятельный сектор экономики. Сегодня на Филиппинах существует более 50 экономических зон, где занято около полумиллиона человек. В Китае, заполонившем весь мир своей продукцией, в 124 зонах экспортного производства занято 18 млн чел. Вне зависимости от места расположения зэп, можно говорить о крайне тяжелых условиях груда работающих. Рабочий день в среднем составляет от 12 до 16 ч., подавляющее число рабочих – женщины, стиль руководства – полувоенный, работа неквалифицированная, оплата труда ниже прожиточного минимума, отсутствуют гарантии занятости. Общественные организации, занимающиеся трудовыми отношениями, сходятся на том, что для обеспечения прожиточного минимума в Китае рабочий на конвейере должен получать около 87 центов США в час. В США и Германии, где транснациональные компании закрыли сотни отечественных текстильных фабрик, чтобы перейти на производство в сэз, рабочим швейной промышленности платят в среднем по 10 и 18,5 долл. в час соответственно. Даже при такой экономии на оплате труда международные компании, которые производят самые дорогие бренды в мире, отказываются платить китайским рабочим эти 87 центов (бывает, что рабочим платят и по 13 центов в час). Это во многом происходит благодаря механизмам субподряда: на каждом уровне подряда, субподряда и надомной работы производители торгуются, сбивая друг другу цены, на каждом уровне подрядчик и субподрядчик получают свою часть прибыли. Соответственно, на каждом уровне урезается заработок рабочего. При этом на территории экономических зон фактически не действуют профсоюзы, внутри зоны запрещены демонстрации, пикеты и даже групповые дискуссии. Данные примеры показывают, что глобализация не сопровождается распространением, в отличие от товаров, западных стандартов в области оплаты труда, его охраны и социальных гарантий.