Практические задания

Задание 1. Ознакомьтесь с предложенной ниже ситуацией и, используя знания о мотивации и стимулировании персонала, ответьте на вопросы и обоснуйте свои ответы.

• Какие способы стимулирования применил мастер? Насколько они оказались эффективными?

• Охарактеризуйте позицию инженера с точки зрения влияния на мотивацию персонала.

• Какие управленческие проблемы породило достижение высокого уровня мотивации работниц?

• Что может предпринять менеджмент в уже изменившейся ситуации? Разработайте свои предложения.

Влияние работников на решения, касающиеся их работы

Классическая иллюстрация – группа работниц, которые расписывали кукол на игрушечной фабрике. Каждая женщина брала игрушку с лотка, расписывала ее и вешала на проплывающий мимо крючок. Женщины получали почасовую оплату, групповую премию и премию за обучение. Хотя руководство не ожидало каких-либо трудностей с новой системой, производительность была низкой, а моральный дух еще хуже. Работницы жаловались, что в комнате слишком жарко, а крючки двигаются слишком быстро.

Мастер неохотно последовал совету консультанта и встретился лицом к лицу со служащими. Выслушав жалобы, мастер согласился поставить вентиляторы. Вопреки ожидания мастера и инженера-технолога, разрабатывавшего этот новый производственный процесс, это значительно улучшило моральную атмосферу. Однако дискуссии продолжались, и после нескольких собраний служащие вышли с радикальным предложением: позволить им самим контролировать скорость приводного ремня. Инженер возражал; как ему казалось, он тщательно рассчитал оптимальную скорость. Мастер тоже был настроен скептически, но вопреки протестам инженера разрешил работникам опробовать свое предложение. Был разработан сложный производственный график; медленно начинать в начале дня, наращивать скорость, когда они разогреются, замедлять ее перед обедом и т.д.

Результаты этого нечаянного эксперимента по участию были сногсшибательными. Моральный дух резко подскочил. Выработка далеко превысила самые оптимистические расчеты инженера. Премии женщин возросли настолько, что они стали зарабатывать больше, чем многие рабочие со значительно более высокой квалификацией и опытом. По этой причине эксперимент закончился несчастливо. Производительность труда женщин и высокая заработная плата превратились в проблему, поскольку высококвалифицированные рабочие в других цехах протестовали. Чтобы восстановить гармонию, руководство вернулось к прежней рекомендации инженера: фиксированная скорость приводного ремня. Выработка снизилась, моральный дух стремительно упал, и большинство женщин ушли.

Задание 2. Проанализируйте кейс "Влияние программы групповых поощрений" и объясните феномен эффективно работающего сотрудника с точки зрения его мотивации.

Влияние программы групповых поощрений

Компания перешла от индивидуальных поощрений к групповым, лучшие работники стали работать хуже или уволились. Из более чем двухсот работников, демонстрировавших показатели работы выше среднего, только один продолжал работать эффективнее в условиях программы групповых поощрений. Остальные чувствовали себя обманутыми, потому что вознаграждение за высокую индивидуальную эффективность теперь делилось между всеми членами группы.

Задание 3. Прочитайте кейс "Скидки сотрудникам как средство мотивации" и ответьте на следующие вопросы.

• "Наличие скидок существенно повышает лояльность сотрудников, помогает при наборе персонала и позволяет улучшить продажи, поскольку люди лучше ознакомлены с товаром и услугой, который они продают". Согласны ли вы с этим утверждением американских специалистов?

• Сравните скидки с другими возможными элементами компенсационного пакета – премиями, подарками, регулярным повышением заработной платы, бонусами и участием в прибылях.

• Каковы условия эффективного применения скидок как средства мотивации?

• Будет ли отличаться использование скидок в качестве мотиватора в столичных городах и на периферии?

Скидки сотрудникам как средство мотивации

Скидки для сотрудников при покупке продукции своей фирмы становятся заметным средством мотивации на Западе. Данный элемент компенсационного пакета важен не только с менеджерской, но и с экономической точки зрения – таким образом компания расширяет свой сбыт.

В компании Chambers & Chambers Wine Merchants, Сан-Франциско, каждую пятницу после полудня, весь персонал собирается вместе, чтобы отведать хлеба с сыром и вином. Клуб "4:45", в который входит 85 сотрудников компании, предоставляет им возможность попробовать вина, которые позиционируются на рынке как новые, или те марки вин, которые "Chambers" предлагает в категории "особых". "И, что еще более приятно, сотрудники могут приобрести вина по специальной, сниженной цене", – отмечает Крис Карей, старший ассистент по продажам.

Скидки для сотрудников обеспечивают великолепную возможность более близкого знакомства с реализуемой продукцией. А если персонал использует продукцию компании и занимается ее обслуживанием, он станет более убедительным представителем компании на рынке. Карей рассказывает о том, что Chambers Wine продает дорогие сорта вин, а это повышает значимость тесного знакомства сотрудников с реализуемым ими товаром. "Поскольку мы можем купить вина по льготной цене, мы пробуем разные сорта и делимся своими впечатлениями", – отмечает она.

Магазины Sears предлагают всем своим сотрудникам, а их насчитывается около 300 тыс. чел., 20%-ную скидку на одежду и 10%-ную скидку на всю остальную продукцию компании. Некоторые временные сотрудники Sears тоже получают 10%-ную скидку на популярную продукцию, например инструменты.

Опыт пользования товарами и услугами компании формирует у сотрудников новое представление о собственной фирме, поскольку они выступают в роли потребителей. Отели Starwood и Resorts Worldwide Inc, расположенные в Нью-Йорке, предоставляют 120 тыс. сотрудников существенные скидки на проживание в своих отелях по всему миру. Останавливаясь в отелях, сотрудники выступают в роли наших потребителей. Они оценивают уровень сервиса, обычно предлагаемый посетителям. И кроме обретения гордости за компанию, получают уникальную возможность для обучения, расширяющую представление об их роли в процессе обслуживания клиентов.

В подобном подходе содержится и тонкий деловой расчет: комната – это товар, и если она не занята, компания теряет деньги. Поэтому скидки для сотрудников компании могут быть выгодными даже с экономической точки зрения. Расширение сбыта является главной экономической выгодой в случае предоставления скидок. В автоиндустрии все крупные производители предоставляют своим сотрудникам скидки на покупку и аренду автомобилей. Как показывает опыт Детройта, люди обычно не стремятся искать нечто на стороне, если могут приобрести продукцию своей компании. Поэтому, предлагая сотрудникам хорошую скидку, которая действительна для членов их семей и друзей, компании рассчитывают на то, что их машины станут известны в этих районах.

В данном случае играет свою роль и конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Поскольку большинство компаний предлагают ту или иную форму скидок, чтобы привлечь хороших сотрудников, всем приходится внедрять у себя подобные системы мотивации. Это та разновидность вознаграждения, которую ожидают потенциальные сотрудники и которую активно используют компании.

В компании Ford служащие получают скидку на приобретение четырех машин в год для себя и членов своей семьи (тарифный план А), им также позволяется внести трех человек в список друзей компании и семейный план (тарифный план X), что тоже дает право на скидки, хотя и не на такие крупные, как для родственников. Ford даже предлагает особый тарифный план Z для сотрудников, вышедших на пенсию. Сотрудники обычно получают право на льготы уже с первого дня службы в компании. Миллер утверждает, что идея о немедленном предоставлении скидок – это остроумная идея. "Если мы принимаем на работу служащего, привыкшего к вождению Honda, мы прилагаем немного усилий, и он переходит к марке Ford.

Когда работодатели рассматривают вопрос о предоставлении скидок своим служащим, иногда возникает беспокойство, что они неверно используют полученные льготы. Эта проблема возникает довольно редко, существует несколько простых способов, позволяющих защитить компанию. Если вы работаете на Hallmark cards и служащие вдруг начинают тоннами скупать открытки и оберточную бумагу, пользуясь предоставленными вами скидками, вы можете проверить, не открыли ли они собственный магазинчик по продаже открыток, живущий за счет этого. Но скидка на дорогостоящий товар не доставит вам таких проблем, просто потому, что цена остается слишком высокой, чтобы сотрудник мог позволить себе многочисленные покупки.

Большинство компаний имеют тот или иной механизм отслеживания, как служащие используют предоставленные им льготы. Зачастую он может быть столь же простым, что и методы, используемые компанией Sears, которая выпускает специальные карточки для своих служащих и членов их семей, имеющих право на скидку. Или можно определить верхний предел, подобно Starwood или компании Ford.

Скидки, предоставляемые сотрудникам, необременительны для компании в денежном отношении и в смысле временных затрат, поскольку требуют минимальных усилий, необходимых для составления каталога товаров и отслеживания их обращения. Фактически такие скидки представляют собой, кроме прочего, неформальный способ контроля качества. Компания может достаточно четко определить, насколько хороший продукт она производит. Ведь если товары и услуги компании не будут пользоваться спросом у сотрудников, которые получают скидки, это однозначно укажет на серьезные проблемы в сфере маркетинга и производства.