Практические задания

Задание 1. Для более глубокого изучения материала ознакомьтесь с книгой Г. Сартан "Тренинг командообразования". Подумайте, в чем ошибочность распространенного понимания этапов протекания конфликта и нормообразования в групповой динамике и какие свойства приобретает группа на стадии формирования дееспособной команды. Сверьте свои выводы с выводами, изложенными в статье Е. Ксенофонтовой "Это модное слово – команда".

Задание 2. Проанализируйте трактовки групповой сплоченности, представленные в сети Интернет, и покажите сходство и различия взглядов разных авторов. Продумайте, какие ошибки можно допустить при диагностике групповой сплоченности и сформулируйте главные выводы по рискам такой диагностики (кратко, несколько пунктов).

Задание 3. Просмотрите в сети Интернет рисунки, иллюстрирующие феномены groupthink, и выберите из них несколько, наиболее точно отражающих суть феномена, а также несколько, искажающих смысл данного явления.

Задание 4. В текстах А и Б заполните пропуски недостающими словами и предложениями. Придумайте их сами или выберите из перечня, предложенного после каждого текста.

А. Организации, даже небольшие, состоят не только из входящих в них людей, но и из ………, в которые эти люди ……………. Такое объединение происходит и по …………… и по …………… и даже просто по ……………………: "Оказывается, здесь работает двое моих соседей, и мы всегда теперь вместе возвращаемся домой [вид группы ………………]. А еще здесь есть компания любителей, как и я, поиграть в перерыве в настольный теннис. Жаль только, что все наши теннисисты работают в подразделениях А или Б, и только я – из подразделения В [вид группы ………………]. Более того, со мной в комнате работают одни старики – они были молодыми специалистами, когда мы еще только окончили школу! […………………]. А вчера, вообще, лифт застрял, и пока ждали мастера, мне пришлось слушать про многодетно-семейные проблемы бухгалтерских дам" [это была группа ……………………]. Объединения, не связанные с "производственной необходимостью", как правило, являются ………………… группами, хотя можно официально представить свою команду по теннису для участия в турнире между разными компаниями региона или между филиалами внутри одной крупной компании. В таком случае группа из …………… станет …………… так как ее состав утвердят и оформят в качестве признанной руководством спортивной команды. Формализма во взаимоотношениях членов команды от этого не добавится, однако при составлении списка узнать не только фамилию, но и отчество каждого, скорее всего, понадобится. Так же, как и решить щекотливый вопрос о том, как объяснить редко или плохо играющим сотрудникам компании [вид группы ………………], почему их не включили в состав официальной команды [вид группы ………………], [команда ли это по уровню развития? …………………].

Слова для подстановки•, группы / индивиды / личности, необходимость / случайность, объединение как процесс / результат, признаки разнородности / однородности группы, профессионально-должностная необходимость, собственное желание, формальная / неформальная группа.

Б. Итак, что же такое группа, и почему у этого слова столько разных синонимов?

Социальная группа, – это более или менее …………………… чаще реальное, но иногда и условное (как в математике группа – это объединение элементов, не ведающих, что их для чего-то объединили). Для исследования социологи или служба персонала организации могут выделить ………………… выпускников технических вузов или тех, кто владеет конкретными иностранными языками. Однако члены этих ……………… групп, даже будучи знакомыми, могут никогда и не догадаться, что в каких-то списках они числятся в одной группе. Так же, не проявляя особого любопытства, могут никогда не понять, почему такого-то человека включили в такую-то группу проекта или направили в командировку, на курсы повышения квалификации и т.д. В остальных случаях, когда речь идет о ………………… т.е. контактных группах, члены группы знают друг друга или хотя бы имели возможность их видеть и слышать (как в случае с временным заточением в кабинке лифта).

Группы бывают …………… и …………… "Папа, а два – это уже куча?". …………… группы – от двух и более людей, в случае реальных социально-психологических объединений (т.е. реальных групп), это всегда группы …в которых люди не только имеют возможность общаться друг с другом, но и оказывают друг на друга влияние: прямое и косвенное, сознательно и невольно.

…………… группы. Их размер определить еще труднее. много – это

сколько? Зачем говорить про толпу, нас ведь было всего четверо?!". Для кого-то и два человека – это уже невыносимо много. Одним из признаков больших групп является их самопроизвольное разбиение на подгруппы, однако даже отдел из трех человек часто разбивается на двоих подчиненных и их оппонента – начальника. Группа они? Конечно! Большая? Нет. Поэтому …………… не является уникальным признаком только больших групп.

Поэтому другим признаком определения большой группы является возможность непосредственно общаться каждому с каждый и, более того, реально осуществлять этому возможность. Возьмем, к примеру, международную корпорацию. Действительно, каждый сотрудник может найти по спискам подразделений, существующих практически всегда уже в электронном виде, сотрудников на аналогичной должности где-нибудь на другом конце света, написать ему письмо и установить тесный, со временем даже дружеский контакт. Но в крупной корпорации абсолютно исключено, чтобы каждый, действительно реализовывая эту возможность, общался с каждым сотрудником корпорации персонально! Рассылки массовых объявлений и другие публичные выступления к такому взаимному общению не относятся. Следовательно, большая группа начинается там, где заканчивается малая (средняя) – реально контактная группа. Чувство причастноности, однородности (по какому-либо признаку) и даже теоретическая возможность встретиться с любым из живущих в этот момент на планете людей, позволяет сказать, что человечество, это ……………………………….

Очередь, это группа? ………………………… Пока ничего особенного не произошло, скорее всего – нет. Однако, ежели ожидание затянулось, люди объединяются в "МЫ, которые уже заждались ВАС!". Как правило, члены очереди видят друг друга и могут взаимодействовать – контактировать. Но очереди бывают и виртуальные: в списках начальства – оглашаемых и нет, в списках доступа к очередному компьютерному ресурсу, накапливаемых сервером и т.д. В этих случаях члены группы уже не знакомы. Но при необходимости они почти всегда могут кликнуть клич для объединения и объединиться в "праведной борьбе со своими обидчиками".

Слива для подстановки: большие / малые группы, контактные, постоянное объединение людей, разбиение на подгруппы, условные / реальные группы.

Задание 5. Добавьте существенные, на ваш взгляд, признаки групп разного типа (строки 9 и далее) и заполните таблицу ответами ("да" или "нет"). Будьте готовы аргументировать ваше мнение на семинаре.

№ п/п

Типы групп

Реальная социальная общность

Условное объединение

Признаки группы данного типа

Большая долгосрочная

Малая контактная долгосрочная

Малая контактная краткосрочная

Виртуальная малая

Референтная

Условная неконтактная

1

Может общаться / общается каждый с каждым

2

Знает каждый каждого

3

Может влиять каждый на каждого

4

Стабильность состава

5

Официально утвержденный состав

6

Закрытость для чужих

7

Сплоченность относительно чего-то (чего?)

8

Ориентированность на единую цель

9

...

Задание 6. Деловая игра "Планирование тренингов командообразования"

Подготовьтесь к занятию в соответствии с распределенными ролями: тренеры, готовые провести тренинг командообразования (см. Интернет), и руководители подразделений, решающие, каких результатов они ждут от данной работы. В процессе игры руководители заслушивают предложения разных тренеров, обсуждают специфику их предложений и только после этого формулируют краткое задание для предстоящей работы. "Тренеры" уже в объединенной группе обсуждают с "руководителями" риски и условия эффективности предстоящей работы.

Задание 7. Выберите несколько групп из предложенного списка и кратко опишите их тип, особенности поведения и развития каждой из выбранных вами групп, а также возможные феномены взаимодействия этих групп между собой в придуманной вами организации:

• профессионалы одного профиля;

• руководители или сотрудники одного уровня иерархии;

• представители функциональных направлений (маркетологи, производственники и т.д.);

• сотрудники разных офисов, комнат, региональных отделений, филиалов;

• коллеги по подразделению;

• выпускники одного вуза;

• земляки;

• гендерные и возрастные группы;

• группы по интересам/хобби;

• дружеские микрогруппы и компании приятелей;

• стейкхолдеры организации (акционеры, поставщики, клиенты, региональные и государственные власти, общественные организации, персонал и их родственники и т.д.);

• профсоюзные организации;

• центры финансовой ответственности (центры прибыли и центры затрат);

• представители основных и обслуживающих бизнес-процессов;

• проектные группы, группы качества и т.д.

Подготовьтесь к выступлению перед однокурсниками и будьте готовы к тому, что они могут не во всем с вами согласиться (подготовка к выступлению может проводиться студентами парами или тройками).