Практические примеры деятельности международных совместных предприятий

Совместное предпринимательство является одним из наиболее эффективных средств повышения инновационной активности иностранных компаний, имеющих высокий инвестиционный и инновационный потенциал. Для стран с переходной экономикой совместное предпринимательство способствует насыщению внутреннего рынка товарами (услугами), расширению экспортного потенциала, освоению новой техники и технологий, созданию дополнительных рабочих мест. Кооперационное сотрудничество с иностранными компаниями облегчает решение многих проблем, учитывая, что наиболее конкурентоспособные страны имеют высокую степень адаптации своих экономик к конъюнктуре мирового спроса и оптимальную национальную специализацию.

Совместная деятельность хозяйствующих субъектов отражает их экономические интересы, разделяя финансовые и политические риски и укрепляя свои позиции за счет объединения финансовых и технологических ресурсов. Деятельность СП подтверждает эффективность этой формы кооперационного сотрудничества в существующих экономических условиях. Международный опыт в реализации наиболее эффективных схем международного промышленного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими примерами создания СП.

Американская фармацевтическая компания Pfizer и китайская компания Zhejiang Hisun Pharmaceuticals создали СП Hisun-Pfizer Pharmaceuticals Со., Ltd. для разработки, производства и сбыта непатентованных лекарственных средств (дженериков) в КНР и на мировом рынке. Мотивацией создания СП для американской стороны являются значительный объем китайского рынка, налаженная структура сбыта, НИОКР, снижение издержек, преимущества и льготы, предоставляемые китайской стороной, прежде всего налоговые, таможенные и правовые. Для китайского партнера мотивацией стал, главным образом, опыт в производстве и продвижении дженериков на внутреннем и мировом рынках. Рентабельность созданного СП обусловливается оптимальным использованием всех факторов производства.

Немецкая фармацевтическая компания Merck и две бразильские компании Cristalia Labs и Eurofama Laboratorios создали СП в Бразилии для производства и сбыта дженериков. Мотивацией создания СП для немецкой компании было снижение издержек и разделение рисков между участниками, доступ к новым рынкам и дешевым ресурсам, для бразильских компаний – опыт в производстве дженериков и научно-исследовательское сотрудничество, минимизация отрицательных факторов и устранение недостатков собственного производства. Оптимальное взаимодействие факторов производства и рациональное их использование способствовало повышению рентабельности СП.

Российско-китайское СП по производству вертолетов Sino- Russian Helicopter Sendees, созданное в 2010 г., имело целью предоставление технической поддержки российским моделям вертолетов, поставляемым на экспорт в Китай, учитывая, что китайский рынок является одним из самых перспективных рынков для экспорта российского оружия. Продолжением кооперационного сотрудничества стало строительство на территории КНР завода по производству российских вертолетов Xingdao.

В 1993 г. немецкие компании Siemens и Deutsche Telekom AG приняли решение об освоении российского рынка. В результате было создано российско-немецкое СП "Мобильные ТелеСистемы" (российской стороне принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям – 47%). С 1997 г. МТС начала активную экспансию в регионы России, причем в ряде случаев компания самостоятельно получала лицензии на оказание услуг сотовой связи, а в других случаях – покупала другие компании, уже имеющие лицензии. Сейчас компания МТС является одной из самых успешных телекоммуникационных компаний, обслуживая более 103 млн абонентов[1].

Автомобильный альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростехнологии" в 2012 г. создали СП, которое будет владеть всеми акциями в уставном капитале ОАО "АвтоВАЗ" и станет стабильным, долгосрочным контролирующим акционером для крупнейшей автомобильной компании в России и владельца бренда Lada. Инвестируемые Renault-Nissan 742 млн долл, дадут 67,13% акций СП к середине 2014 г. Иностранные инвестиции и технологии мирового уровня будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции ОАО "АвтоВАЗ" – лидера российской автомобильной промышленности.

Российско-американское СП "РТ-Биотехпром" создано компаниями "Ростехнологии" и General Electric в 2009 г. для производства, продажи и последующего сервисного обслуживания высокотехнологичного медицинского диагностического оборудования: компьютерных томографов, ангиографов, магнитно-резонансных томографов, аппаратов для ультразвуковой диагностики, цифровых рентгеновских аппаратов, оборудования для позитронноэмиссионной томографии, гамма-камер и другого высокотехнологичного диагностического оборудования.

Американская инновационная (биотехнологическая) компания Cleveland BioLabs, специализирующаяся на разработках в области апоптоза – программируемой клеточной смерти (регулируемого процесса самоликвидации на клеточном уровне) и российский венчурный фонд "Биопроцесс Кэпитал Венчурс" создали в 2010 г. СП "Инкурон". В 2011 г. Инвестиционным комитетом Фонда "Сколково" СП "Инкурон" был выделен грант в размере 150 млн руб. СП инвестирует, фармацевтические инновационные проекты, активно проводит доклинические и клинические испытания современных лекарственных средств на территории РФ. Целью создания СП является разработка и вывод инновационных препаратов на основе кураксинов – инновационного класса лекарственных средств лечения онкологических заболеваний на российский и мировой рынок.

Приведенные примеры созданных СП свидетельствуют о большой заинтересованности и эффективности кооперационного взаимодействия бизнес-структур в определенных сферах в сложившихся экономических условиях, как в развитых государствах, так и в странах с развивающимися рынками, включая Россию.

Размышляем самостоятельно

Обоснуйте целесообразность создания СП в отдельных секторах экономики и по определенным видам продукции.