Практическая значимость изучения эстетики

Существует мнение, что значение эстетики ограничено областью искусствоведения и философии. На самом деле, это не так. Действительно, для искусствоведческого исследования эстетический инструментарий зачастую оказывается основополагающим, поскольку эстетическое представлено в произведениях искусства, причем зачастую в форме, способной определять уникальность конкретного произведения. Если неспециалист воспринимает эстетические категории интуитивно, руководствуясь, как правило, спонтанным "нравится - не нравится", то от специалиста-искусствоведа требуется комплексный подход к анализу всего художественного текста, для чего интерпретация эстетического содержания должна подкрепляться данными именно научного исследования.

Как справедливо отмечал М. Бахтин, "отсутствие систематико-философской общеэстетической ориентации, отсутствие постоянной методически продуманной оглядки на другие искусства, на единство искусства - как области единой человеческой культуры - приводит современную русскую поэтику к чрезвычайному упрощению научной задачи, к поверхностности и неполноте охвата предмета, подлежащего изучению: исследование чувствует себя уверенным лишь там, где оно движется на самой периферии словесного художественного творчества, оно открещивается от всех проблем, выводящих искусство на большую дорогу единой человеческой культуры и неразрешимых вне широкой философской ориентации". Поскольку одной из основных задач искусствоведения является попытка понять и интерпретировать произведение искусства в его художественно-эстетическом своеобразии, представить его архитектонику, то очевидно, что без минимального знания эстетики и владения соответствующим базовым инструментарием невозможно современное искусствоведение. Не случайно крупнейшие школы современного искусствознания (Венская школа и т.п.) одновременно оказались и школами эстетической мысли, так что подчас провести границу между искусствоведческой и собственно эстетической "частями" их деятельности становится сложно.

Значимость эстетики для развития философской мысли тоже не вызывает сомнений. Не случайно философия исторически предваряет эстетику, первые эстетические теории, сформулированные уже в античном мире, конструировались и вообще существовали в рамках именно философских школ. Не случайно и то, что сам термин "эстетика" в рамках Вольфианской школы относился к области эпистемологии - философской дисциплины, изучающей природу и типы познания, задумывался термин изначально как философский, а не искусствоведческий. Это объясняет ту легкость, с которой взаимно имплицируются философские и эстетические понятия. Определение и изучение пространства эстетической деятельности человека, онтологических предпосылок всякой эстетической активности являются важной задачей философии, решением которой занимались (разумеется - с различных позиций) Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Ф. Ницше, В. Соловьев. Отношения между этическими и эстетическими категориями (красотой, возвышенным, добром, милосердием) структурируют философский дискурс. Затрагивает эстетика и вопросы онтологии, рассуждая о реальности - мнимости красоты в тварном мире и т.д. Однако, как уже говорилось, интерес к эстетике не может быть ограничен областями искусствоведения и философии.

Известно, что одной из задач педагогики является формирование "всесторонне и гармонически развитой личности". Гармония же является одной из фундаментальных эстетических категорий, и именно эстетика раскрывает ее значение. Эстетическое восприятие мира, формируемое в ходе учебно-воспитательного процесса, облегчает социализацию учащихся, помогает им найти свое место в холистически воспринимаемом мире. Эстетическое отношение к природе, заложенное с детства, является важным мотиватором экологически ответственного поведения. Поэтому разрешение подобных задач требует от педагога высокой эстетической культуры и компетенции.

Знания эстетики необходимы для специалистов, работающих в сфере промышленного дизайна. Словосочетание "эстетика дизайна" давно стало устойчивым, привычным. В основе современной эстетики дизайна реализуется направленность "от вещи к человеку", т.е. дизайнер разрабатывает определенную вещь в соответствии с эстетическими предпочтениями людей, которые будут эту вещь использовать. В условиях техногенной культуры поиск эстетически приемлемых решений становится важной социальной задачей, поскольку реалии современной материальной культуры, создаваемые зачастую под жестким диктатом целесообразности и экономичности, трудно поддаются гармонизации, а жить в мире, наполненном отталкивающими механизмами и изделиями, человек все-таки не хочет. Имея дело с техникой и технологией, дизайнер должен иметь в виду создаваемый им функционально-эстетический комплекс, т.е. учитывать то, как вещь будет не только использоваться, но и восприниматься человеком. Интуитивно эту задачу не решить. Без хорошего знания эстетики разработка качественного дизайна оказывается невозможной.

Медицина и эстетика тоже понятия не столь разнородные, как это может показаться на первый взгляд. Активное развитие косметической медицины в последнее время свидетельствует о том, что современный человек готов совершенствовать свою внешность даже и операционным путем. Не вдаваясь в этическую оценку этого явления, которая может зависеть от культурных, религиозных, социальных и профессиональных установок, отметим только, что уже в античности существовали представления о том, что внешность человека находится в непосредственной взаимосвязи с его духовным миром. Выраженный эстетизм по отношению к своему телу наличествовал в древнегреческой культуре: смерть предпочитали появлению физического дефекта. Во многих культурных традициях злодеев обычно представляют людьми соматически уродливыми: карликами, горбунами и т.д. Усредненный образ современной голливудской "ведьмы" - эротичной брюнетки - явно контрастирует со средневековыми представлениями о том, как "должна выглядеть" ведьма: в Средние века это, как правило, уродливая сгорбленная старуха. Символический страх перед уродством, "отталкивающей внешностью" глубоко укоренен в культуре и психологии. Нам часто психологически и эмоционально сложнее разговаривать с собеседником, чья внешность содержит в себе уродства и аномалии, нежели с человеком, свободным от них. Решая задачу эстетической реализации человека, косметическая медицина способна облегчить социологизацию пострадавшим в несчастных случаях, жертвам различных генетических заболеваний, преодолеть их маргинализацию.

Важную роль выполняет эстетика в строительстве и архитектуре. Архитектурная эстетика неразрывно связана с понятием архитектурного стиля. Современные проекты зачастую не могут быть соотнесены с определенным стилем, но гордиться этим не следует. Возможно, именно поэтому в современной архитектуре столь мало произведений искусства и так много "ширпотреба". Биолог и культуролог К. Лоренц высказал очень точную мысль, что современное жилище - в сущности - стойло для скота, а значит, к архитектуре принципиально не относится, это лишь технология жизни и не более. В свое время звучали прогнозы, что человеку будущего предстоит обитать в кротовинах. Как раз задачей эстетики применительно к архитектуре является недопущение развития подобного сценария. Почему-то, несмотря на все экономические и конструктивные преимущества, нам не хочется уподобляться кротам. Архитектура представляет собой продукт взаимодействия человека и окружающего его физического мира (отношения по типу культура - природа), причем в ходе этого взаимодействия природная среда преобразуется и трансформируется в среду искусственную (архитектурную).

Архитектурная деятельность - особая форма творческой деятельности человека, которая не может быть сведена к искусству, поскольку архитектурные произведения понимаются, прежде всего, как имеющие материальную и функциональную ценность. В отличие от произведений искусства произведения архитектурные априори воспринимаются в соответствии с прагматическими, функциональными установками: "чистая архитектура" (сравн. с так называемым "чистым искусством", которое хотя и не было "абсолютно чистым", но приближалось к нему) трудно представима и встречается редко (например, архитектура малых форм). Данная особенность архитектуры, однако, не лишает архитектуру эстетической ценности, равно как не препятствует архитектурным произведениям оказывать мощное эстетическое воздействие на человека, более того, она формирует своеобразную эстетику архитектуры, которая укоренена в специфике восприятия и оценке человеком архитектурной среды. По мнению некоторых исследователей, архитектура обладает большими возможностями формирования эстетических представлений, эстетического вкуса, нежели искусство, поскольку в большей степени укоренена в окружающей человека действительности.

Знание эстетики необходимо для компетентного изготовления рекламных продуктов. Сущность рекламы не сводится к простому изображению товара, задача рекламы состоит в создании его положительного устойчивого образа. Реклама, таким образом, не только сообщает нам нечто, но выстраивает символические и ассоциативные ряды: покупая товар, мы покупаем "красоту", "здоровье", "благополучие", "социальный статус" и т.д.

Рекламное послание содержит обычно эстетически-маркированные элементы, играющие важную роль для успеха рекламной кампании. Эстетика рекламы тесно связана с мифологией в широком смысле последнего термина. Речь идет не только об устойчивом использовании традиционных мифологических мотивов и персонажей в рекламных продуктах, но о специфическом способе построения мифологического повествования, в котором информация передается в форме остросюжетного рассказа. Динамика современной рекламы, ее "обезличенно-узнаваемые" персонажи и герои носят мифологический характер. Эстетика рекламы тоже в значительной степени символична, поскольку дискурс рекламы предполагает возможность символического представления эстетических категорий, служащих для потребителя рекламируемого продукта в качестве ориентира-идеала.