Практическая социальная психология

Особую сферу деятельности ученых-психологов представляет социально-психологическое вмешательство, которое определяет ОГЛАВЛЕНИЕ такой области социально-психологического знания как практическая социальная психология[1]. Под практической социальной психологией понимают те виды деятельности психолога, которые связаны с оказанием содействия отдельным людям, группам и организациям в решении их жизненных и профессиональных проблем. Психолог предстает здесь в роли активного агента, осуществляющего действия, в результате которых ожидаются запланированные и предсказуемые позитивные изменения. Этим практическая социальная психология отличается от фундаментальной или академической социальной психологии, задачей которой является не изменение, а изучение социально-психологических явлений и процессов в общественной жизни.

Для выяснения субординации прикладной и фундаментальной социальной психологии обратимся к схеме на рис. 4.1.

Из схемы видно, что фундаментальные и прикладные исследования выполняют также и две сходные функции: они призваны дать анализ каких-либо ситуаций, феноменов и обеспечить прогноз их развития.

Методы практической социальной психологии

Практическая социальная психология располагает большим арсеналом методов. "Методы, используемые в сфере социально-психологической практики, многочисленны, зачастую уникальны и во всей своей полноте не могут быть не только детально описаны, но и просто поименованы"[2].

Рис. 4.1. Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией

Весь широкий спектр применяемых методов можно разделить по критерию активности (вмешательства) в социально-психологическую реальность на методы исследования и методы воздействия (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Методы практической социальной психологии

Методы исследования в случае решения практических задач выступают в форме диагностики – установления причинно-следственных связей, выявления определенных аспектов конкретной проблемы, либо ситуации в целом. Диагностика отвечает на вопрос "Что происходит?" или классический "Кто виноват?". Методы коррекции, в свою очередь, отвечают на вопрос "Что делать?". Конкретная практическая задача – заказ предполагает обязательный ответ на оба эти вопроса.

В то же время, практическое исследование в отличие от фундаментального не будет востребовано без рекомендаций. Даже в том случае, когда психолог не проводил дальнейшей коррекционной работы, рекомендации являются обязательной частью отчета по диагностике.

Различием между фундаментальным и прикладным исследованием является уровень рекомендаций: фундаментальные исследования вырабатывают достаточно общие, глобальные рекомендации, рассчитанные на отдаленную перспективу; прикладные – рекомендации прикладного характера, они более конкретны и могут быть интерпретированы как прямые "указания" или "советы" тем, кто будет их реализовывать.

Сфера деятельности практического психолога принципиально иная: он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс. Если для науки главной задачей является увидеть проблему и даже доказать ее "нерешабельность", то для психолога-практика задача заключается в умении посмотреть на "нерентабельную" проблему в таком свете, что она становится решаемой наличными средствами[3].

В своих заключениях исследователь больше нацелен на анализ, а практик – на синтез. Исследователь больше думает над тем, что интересно, а практик – над тем, что полезно, он в большей степени прагматик. Кроме того, исследователю в целом безразлично его взаимоотношение с заказчиком, для практика установить контакт с клиентом – обязательное условие успешной работы, для него важен и интересен и он сам.