Практическая основа реализации корпоративных социальных программ

Рассмотрим и перечислим источники социальных ресурсов в социальных программах компании[1]:

1) денежные гранты. Это – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований;

2) благотворительные пожертвования и спонсорская помощь. Это – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме.

3) социально значимый маркетинг. Это – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании;

4) долевое финансирование. Это – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора;

5) социальные инвестиции. Это – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества;

6) делегирование сотрудников компании – вовлечение на принципах добровольности сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;

7) административный / социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

Необходимо уметь оценивать эффективность средств, направляемых на разработку и реализацию социальных программ. Одна из наиболее распространенных в европейской практике моделей оценки эффективности корпоративных социальных программ разработана хорошо известным в Великобритании объединением предпринимателей по вопросам политики участия в жизни общества – The London Benchmarking Group. В этой модели выделено несколько способов участия компаний в жизни общества (рис. 17.3).

Оценка эффективности социальных программ компаний по модели The London Benchmarking Group проводится в привязке к выбранным способам участия компании в жизни общества, например благотворительность, инвестиции в общество, коммерческие инициативы. Оценка предполагает обеспечение не только сопоставимости затрат на социальные программы компаний с их результатами, но и определение долгосрочных эффектов от воздействий на жизнь общества.

Рис. 17.3. Участие в жизни общества[2]

Затраты компании на социальные программы включают: финансовые ресурсы, время, материальные ресурсы (оборудование, телефоны, Интернет и т.п.), добровольческий труд и пожертвования работников компании[3].

К эффектам от реализации корпоративных социальных программ относятся:

• привлеченные дополнительные ресурсы (например, бюджетные средства, частные пожертвования, ресурсы партнеров по реализации программ);

• конкретные позитивные результаты в решении актуальных социальных задач:

• выгоды, полученные для развития бизнеса.

Долгосрочные эффекты от воздействия социальных программ рассматриваются в двух плоскостях как:

• позитивные изменения в общественной ситуации;

• вклад в укрепление и развитие бизнеса в целом.

Покажем метод оценки эффективности на примере социальной программы "Скважина"[4]. На бурение в поселке новой скважины с чистой питьевой водой компания выделила 5000 долл. США. Выделенные деньги являются затратами на социальную программу. Эффекты от ее реализации показаны в табл. 17.3.

Таблица 17.3

Эффекты от реализации социальной программы "Скважина"

Эффект

Обоснование результатов

Польза для сообщества

2500 семей (около 10 000 детей и взрослых) получили возможность использовать чистую воду

Выгоды компании

В течение года в компании число пропусков работы по больничным листам снизилось с 7 до 5%. Компания укрепила репутацию в сообществе

Долгосрочные эффекты

Снижение социальной напряженности.

Сокращение количества заболеваний населения, связанных с употреблением загрязненной воды. Сокращение расходов семей на медицинские нужды. Улучшение посещаемости школ