-службы в роли посредника между государством и обществом

Для органов законодательной и исполнительной власти СМИ создают среду из двух потоков информации – "сверху" и "снизу". Информация "сверху" несет данные о государственных и административных решениях (прямая связь), информация "снизу" (обратная связь) – потом, как эти решения воспринимаются, каковы нужды управляемых. Таким образом, пресса включается в систему государственного управления и реализует функции "четвертой власти" (наряду с властью законодательной, исполнительной и судебной)[1].

В России демократические преобразования создали благоприятные условия для становления и развития СМИ. Нормативно-правовая база для этого была заложена Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. № 2124–1, открывшим широкие возможности для распространения и обмена информацией. В законодательном порядке были закреплены принципы гласности и открытости власти для СМИ, нормативно определены права и свободы в сфере производства и распространения информации, намечены меры по защите журналистов от всякого рода произвола. Тем самым были сформулированы основополагающие принципы взаимодействия СМИ с государственными властными структурами.

Принципиальные положения функционирования СМИ и их взаимоотношений с государственными органами получили дальнейшее развитие в указе Президента Российской Федерации "О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2093, в котором было зафиксировано, что все СМИ и те структуры, которые на законных основаниях занимаются сбором, анализом и распространением информации, находятся: а) под защитой государства; б) государство гарантирует им самостоятельность, свободу и невмешательство в оперативную информационную политику; в) все без исключения органы государственной власти и должностные лица, общественные организации и объединения несут ответственность за какие бы то ни было попытки давления на журналистов, за ущемление законного нрава граждан на свободу слова и получение достоверной информации[2].

Пример из практики. К исторически разным "родительским генам" европейской и российской прессы со временем добавились различные векторы законодательного регулирования ее деятельности. В Германии этот вектор свое генеральное направление на предоставление прессе максимально возможной на данный исторический момент "свободы от государства" приобрел еще в 1874 г. в имперском Законе "О прессе", подписанном канцлером Бисмарком[3].

Российское же государство практически всегда свое регулирующее воздействие по отношению к прессе (преимущественно в форме уставов о цензуре или правительственных декретов о печати) направляло ровно в противоположную сторону, все более и более ее огосударствляя и закрепляя "в попечении" исполнительной ветви власти.

Как результат – первый в тысячелетней истории России Закон о печати был принят уже в рамках ее новейшей истории. Им стал Закон СССР от 12 июня 1990 г.

"О печати и других средствах массовой информации"[4]. Объявив многовековую российскую государственную цензуру "вне закона", он, тем самым, заложил предпосылки формирования благоприятной правовой среды для социально необходимого отделения СМИ вслед за церковью от государства.

Слабость или зависимое положение СМИ как института гражданского общества является серьезным препятствием на пути формирования в нашей стране демократического правового государства и открытого информационного общества. Как справедливо отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями, исторический опыт показывает, что определенная разнузданность и безответственность свободных СМИ – явление временное, исчезающее с ростом профессионализма журналистов и редакторов, а зависимость и подконтрольность государству "ответственных" СМИ – явление постоянное, сопутствующее авторитарному государству вплоть до очередной революции.

Задачи сотрудников пресс-служб по осуществлению взаимодействия органа государственной власти со СМИ состоят в следующем:

• оказывать взаимодействие с редакциями и журналистами;

• проводить аккредитацию журналистов для освещения работы органа государственной власти;

• организовывать пресс-конференции;

• заниматься подготовкой материалов для корреспондентов – пресс-релизы, заявления для прессы и др.;

• собирать базу данных изданий и журналистов, проявляющих интерес к проблемам деятельности соответствующего органа государственной власти;

• помогать журналистам в получении необходимых сведений для подготовки публикаций;

• осуществлять мониторинг текущей печатной и электронной периодики, составлять дайджесты, делать анализ публикаций;

• вести досье по отдельным проблемам для обеспечения информацией как самого ведомства, прежде всего руководства, так и журналистов;

• готовить для СМИ фото- и видеоматериалы по проблематике ведомства;

• планировать и проводить кампанию по информационному сопровождению мероприятий ведомства;

• проводить мониторинг общественного мнения относительно ведомства, планировать и организовывать мероприятия по минимизации негативных последствий от "утечек" информации;

• определять и использовать методы "сброса" информации конфиденциального и специального характера в СМИ.

Руководитель того или иного органа власти получает информацию из таких каналов, как:

• пресса;

• служебный канал (информация от выше- и нижестоящих инстанций);

• информационно-аналитические подразделения пресс- службы (обобщенные сведения, полученные из открытых источников);

• письменные обращения граждан;

• прием граждан.

По мнению Н. Бакуниной, пресс-службам государственных структур нет необходимости прилагать больших усилий для привлечения интереса к деятельности своей организации. Такой интерес со стороны СМИ часто обеспечен в силу значимости того или иного учреждения, его особых социальных функций[5]. Таким образом, сотрудникам не приходится ломать голову над оригинальностью подачи материала, дополнительной мотивации журналистов и т.д. Это лишает их работу некоей творческой составляющей, что во многом компенсируется необходимостью выполнять дополнительные функции, возложенные на пресс-службы в государственных структурах.

Среди сотрудников пресс-служб высоко ценится способность владеть пером, поскольку именно они по большей части оказывают помощь руководителю ведомства при подготовке текстов публичных выступлений.

Пример из практики. Взгляды практиков на проблему общения с прессой

Основные принципы общения с представителями СМИ[6].

Разговаривать с прессой можно по-разному и по различным поводам. Общение с ее представителями может быть продиктовано необходимостью довести до массовой аудитории официальное сообщение, точку зрения на происходящее вашего руководства или соответствующий комментарий. В этом случае вы являетесь инициатором встречи и рассчитывать следует только на положительный результат. Сложнее обстоит дело, когда пресса сама выходит на вас с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. И если в первом случае ваши пожелания могут не совпасть, то здесь вы выступаете в роли стороны, "принуждаемой к ответу". Ваше незавидное положение заключается в том, что вы, хотите или не хотите, вынуждены откликнуться на просьбу о встрече, причем сделать это необходимо оперативно и грамотно в условиях сжатого времени, потому что, если на контакт не пойдете вы, то найдется масса комментаторов различного толка и с легкой руки "независимых экспертов" будет нарисована такая картина ситуации, что вам впоследствии придется долго и упорно разъяснять, что же на самом деле произошло?!

Однако прежде чем "ринуться на амбразуру", необходимо запомнить или хотя бы постараться следовать некоторым принципам, которые надо иметь в виду при общении с прессой. Большая их часть носит запретительный характер, ограничивающий, казалось бы, вашу "свободу слова". Но эти запреты – только во благо.

Принцип 1. Никогда не говорите неправды. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие не только по отношению к вам лично, но и в целом ко всему органу власти, который вы представляете.

Принцип 2. Никогда ничего не выдумывайте. Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: "Я выбил у него это признание!" Потом трудно будет объяснить, что, мол, "ничего такого" вы не говорили, он "сам все додумал". Если вы не знаете ответа на вопрос – так и скажите, добавив при этом, что не хотите показаться необъективным и постараетесь выяснить детали, а позже непременно поделитесь с прессой достоверной информацией.

Принцип 3. Никогда не комментируйте того, о чем у вас пет четкого представления, тем более, если направленность разговора выходит за рамки ваших прямых функциональных обязанностей. Не позволяйте втягивать себя в гипотетические дискуссии, особенно па политические темы (даже со ссылкой на свое личное мнение). Придерживайтесь рамок оговоренной ранее проблематики беседы.

Принцип 4. Никогда не давайте волю вашим чувствам. Соглашаясь на интервью, помните: ваше лицо – это лицо вашего органа власти. Пи в коем случае не позволяйте себе проявлений грубости, бестактности, раздражительности. Оставайтесь спокойным, рассудительным и, по возможности, обаятельным.

Принцип 5. Никогда не подвергайте критике дело, которому служите. Охотников до этого и так предостаточно. Сдержанная критика допустима, если она носит конструктивный характер и направлена на изменение ситуации к лучшему.

Принцип 6. Никогда не комментируйте слухи и мнения других людей. Придерживайтесь только достоверных фактов.

Принцип 7. Никогда не раскрывайте информацию ограниченного распространения. Перед встречей с представителями СМИ обязательно уточните ее у лиц, которые готовили материалы для встречи. Не берите на встречу с представителями СМИ документы, содержащие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Они имеют неприятную привычку выпадать из папки в самый неподходящий момент. Для облегчения своего общения с представителями СМИ оговорите заранее, что такие-то темы затрагиваться не будут. Примите меры к тому, чтобы по маршруту следования и в помещении, куда приглашены журналисты, схемы, карты, таблицы, которые содержат информацию ограниченного распространения, были зачехлены, а на мониторах информационных систем были специальные заставки. При необходимости можно заранее оговорить и ракурсы съемок. Помните, что проносимая видеокамера может случайно находится во включенном состоянии, а диктофон может быть непроизвольно включен журналистом еще до начала мероприятия.

Принцип 8. Никогда не нарушайте обещаний. Работа редакционного цеха зависима от информации и под ваше интервью может быть оставлено место. Сорванная встреча или не предоставленные к условленному сроку данные вернутся к вам бумерангом в гипертрофированном виде.

Принцип 9. Никогда не говорите: "Без комментариев" (пресловутое английское "No comment"). Всегда можно найти способ ответить на вопрос, даже если вы не знаете ответ или не можете говорить на какую-то определенную тему. Отказ отвечать журналисту создает впечатление, что ответ-то вы знаете, но не хотите "раскрывать страшную тайну".

Принцип 10. Никогда не думайте плохо о журналистах.

С таким настроем лучше к прессе не выходить!

Правила ведения телеинтервью делятся на два блока: содержательный и поведенческий. Причем они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что недоработка одного из них ведет к провалу всего мероприятия.