Лекция 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

После изучения главы 7 студент должен:

знать

• общую характеристику и определения процессов ощущения и восприятия;

• понятия абсолютного и дифференциального порогов, методы их измерения;

• виды ощущений и восприятий, их свойства;

• теории восприятия и направления их экспериментальной верификации;

• феномены и закономерности зрительного восприятия, восприятие пространства и движения;

• феномены и закономерности слухового восприятия;

• закономерности тактильного восприятия, восприятия вкуса и запаха;

• закономерности восприятия времени;

• условия развития ощущений и восприятий;

уметь

• диагносцировать индивидуальные особенности развития перцептивных процессов;

• разрабатывать рекомендации по организации внешних информационных потоков с учетом закономерностей ощущений и восприятий человека;

владеть

• системой основных понятий, относящихся к области психологии ощущения и восприятия;

• методиками исследования порогов и свойств ощущений;

• методиками изучения индивидуальных особенностей восприятия;

• способами развития перцептивных процессов.

Мир соткан не из света, цвета, вибраций, тепла, холода. Он выступает в этих свойствах лишь в процессе познания мира. То есть не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе на языке этих сенсорных модальностей.

А. Н. Леонтьев

Человек погружен в мир, и сам является частью мира. Для того чтобы адекватно действовать, необходимо соотносить себя с постоянно изменяющимися характеристиками окружающей реальности и в то же время сохранять представление об ее устойчивых свойствах. Психика справляется с этой задачей, формируя целостный образ мира, что позволяет субъекту активно взаимодействовать с действительностью, приспосабливаясь к ней или преобразуя ее. Мозг в каждый момент времени имеет дело со сложной конфигурацией "букв" ощущений, из которых ему в акте восприятия предстоит сложить "предложение" целостного образа мира. Эту задачу решает процесс восприятия.

Общая характеристика процессов ощущения и восприятия

Первые этапы на пути познания объективно существующей вне нас реальности осуществляются психическими функциями ощущения и восприятия. Несмотря на то что на заре становления психологической науки ученые обратились именно к исследованию "элементов психики" – ощущений (см. гл. 2), в психической жизни взрослого человека трудно разделить процессы ощущения и восприятия, настолько они взаимосвязаны. Поскольку окружающий мир по своей природе предметен, мы достаточно редко имеем дело с ощущениями в чистом виде (мы видим яблоко, а не комбинацию желтых и красных пятен; съедаем на завтрак яичницу, а не комбинацию вкусовых ощущений). Посмотрев на рис. 7.1, вы без труда ответите, что на нем изображено. Конечно же это собака, которая пьет воду! Однако на самом деле поверхность рисунка заполнена пятнами одинаковой яркости (совокупность зрительных ощущений), и верная отгадка возможна лишь как результат решения сложной перцептивной задачи (восприятие).

Рис. 7.1. "Лунный" пес (по Р. Грегори, 1972)

Однако данные сравнительной психологии, наблюдения над новорожденными детьми и результаты исследований клинических случаев показывают, что ощущение как простейшая форма познания, состоящая в отражении отдельных свойств предметов, генетически предшествует восприятию как более сложному, интегральному процессу познания целостных предметов и явлений. Животные, находящиеся на элементарной сенсорной стадии развития психики, именно ощущают, а не воспринимают мир (см. гл. 3). Так, например, паук демонстрирует пищевое поведение в ответ на вибрацию паутины вне зависимости от того, съедобный или несъедобный агент вызвал эту вибрацию.

Крайне важно, чтобы задатки восприятия вовремя были поддержаны соответствующим опытом, в противном случае нормальное восприятие не развивается. Об этом говорят данные, полученные в серии экспериментальных исследований над животными (по этическим соображениям проводить такого рода эксперименты над людьми нельзя). К. Блейкмор и Г . Купер (1970) выращивали котят в цилиндрических вольерах. Одни котята росли в вольерах, стены которых были окрашены в вертикальные полосы, а другие – в вольерах с горизонтальным полосами. Когда котята вырастали и попадали в нормальную среду, их поведение свидетельствовало о том, "вертикальные" животные воспринимают только вертикально ориентированные объекты, а "горизонтальные" животные – только горизонтальные. Например, когда исследователи протягивали им палочку вертикально, кошки, выращенные в первых условиях, принимались хватать ее, в то время как другая группа ее игнорировала. Если же правила менялись и палочка подавалась горизонтально, кошки из второй группы включались в игру, а первые не проявляли к ней интереса.

Установлено, что существуют определенные оптимальные периоды для развития восприятия. В особенности это касается человеческих форм восприятия, т.е. восприятия речи, лиц и т.д. Однако нормальное функционирование сенсорных систем является необходимой, но недостаточной предпосылкой для того, чтобы из "яркого звучащего хаоса впечатлений" (В. Джеймс) была сформирована целостная полимодальная картина мира. Процесс полноценного восприятия формируется во многом в результате научения. Данный тезис хорошо иллюстрируют случаи, когда тот или иной орган чувств включается в арсенат человека уже в зрелом возрасте. Так, B. Н. Дружинин описывает переживания слепого от рождения человека, который после успешной операции впервые обрел зрение: "Человек в таких обстоятельствах говорит только о вращающихся массах света и цветов и оказывается совершенно неспособным зрительно выделить объекты, распознать или назвать их". Аналогичный пример наблюдений над пациентом C. Б., прозревшим в возрасте 52 лет, приводит Р. Грегори: "Когда повязки были впервые сняты с его глаз, и он не был больше слепым, он услышал голос хирурга. Он повернулся в направлении голоса и не увидел ничего, кроме расплывчатых очертаний. Он не увидел вдруг мир таким, каким видим его мы, когда открываем глаза".

Данные Р. Хелда и А. Хейна (1963) показывают, что критическую роль в развитии восприятия играет собственная активность воспринимающего. В их опытах пары котят воспитывались в темноте. Только на несколько часов в день их выпускали в полноценную зрительную среду, помещая при этом в специальное устройство – карусель. Причем один котенок сидел в корзинке и пассивно наблюдал окружающий мир, а другой служил своеобразной "лошадкой": он был запряжен в тележку и вращал карусель, где находился его собрат (рис. 7.2). Оказалось, что у активного котенка зрительное восприятие формировалось нормально, в то время как пассивный котенок вырастал практически слепым, хотя физиологически был здоров.

Рис. 7.2. Установка, контролирующая собственную активность животного при приобретении навыков восприятия

Тот факт, что восприятие является принципиально активным процессом, было наглядно показано в пионерских работах отечественного ученого А. Л. Ярбуса на материале зрительного восприятия (1965). Он предложил методику записи движений и фиксаций взгляда в ходе рассматривания предметов. В результате было выяснено, что траектория движений глаз смотрящего человека представляет собой не хаотичные скачки, а как бы дистантное ощупывание сцены, организованное целью субъекта и направленное на формирование адекватного поставленной задаче образа[1]. Современные бесконтактные методики записи движений глаз, пришедшие на смену громоздкому и дискомфортному для испытуемого оборудованию, которое использовал Ярбус, позволили значительно углубить знания об активности восприятия. Так Б. М. Величковский показал, что по характеру фиксаций взора можно судить как о глубине переработки потенциально доступной в данный момент информации, так и о намерениях воспринимающего.

Итак, ощущение – это психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, в то время как восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физических раздражителей на органы чувств. Ощущение и восприятие составляют единство процессов, идущих снизу вверх (от момента воздействия "энергии стимула" на сенсорные поверхности органов чувств до возникновения отражения свойств источника воздействия и опознания его как целостного реально существующего объекта или предмета), и процессов, идущих сверху вниз (от предвосхищения потенциально возможных для восприятия объектов к соответствующей им "настройке" анализаторов для селекции и интеграции ожидаемой информации). Таким образом, восприятие всегда больше суммы ощущений, на которых оно базируется.

Наши органы чувств снабжают нас либо неполной, либо избыточной, либо равновероятной, а зачастую и противоречивой информацией, которая опознается и подвергается категоризации системой восприятия в соответствии с нашим опытом, ожиданиями и планами. Например, вы ожидаете важного телефонного звонка. Наконец, звонок раздается, но на линии много помех, и голос в трубке звучит неразборчиво. Однако вы, скорее всего, безошибочно опознаете в зашумленной помехами конфигурации звуков именно голос своего друга (неполная стимуляция). Следовательно, восприятие представляет собой не пассивную переработку сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации. Какой же механизм позволяет нам заполнять "пробелы" в сенсорной информации, отсекать избыточную информацию и выбирать нужную интерпретацию из набора равновероятных альтернатив? На этот вопрос мы и попытаемся ответить теперь.