Позиции противников и сторонников социальной ответственности бизнеса

Модель социальной ответственности предпринимательства перед обществом более широко охватывает весь спектр проблем, порождаемых функционированием крупного бизнеса. В рамках концепции социальной ответственности предпринимательство как социальный институт расширяет свои функции и роли до обеспечения функционирования других социальных институтов – прежде всего образовательных, научных, здравоохранения, культуры, а также до гарантии базовых прав индивида. Происходит расширение сферы деятельности предпринимательства далеко за пределы экономики, что вызывает неоднозначные оценки.

Позиция противников социальной ответственности бизнеса. Противники возложения на бизнес социальной ответственности, среди которых преобладают предприниматели и ученые – приверженцы экономического либерализма, в числе которых, например, Милтон Фридман, настаивают на том, что прибыль и выгода акционеров остаются главной функцией бизнеса. Именно прибыль и удовлетворение интересов акционеров составляют главную цель усилий менеджеров и управляющих, и возложение на них дополнительных, не относящихся собственно к деловой сфере проблем, может препятствовать достижению этой цели. С точки зрения либеральных теоретиков, сферы ответственности бизнеса и общества разграничены на основе своего рода "социального контракта", пересмотр которого в направлении навязывания бизнесу социальной ответственности был бы несправедливым и безнравственным.

Таким образом, противники социальной ответственности бизнеса исходят из достаточно жесткой дифференциации различных социальных сфер – экономики и предпринимательства, политики, государственного управления и социальной защиты и т.д. С их точки зрения, наделение бизнеса социальной ответственностью по сути дела означает перенос на него части функций правительства или других государственных структур, что представляет угрозу для демократии, поскольку дает слишком большую власть над обществом в руки представителей бизнеса, не избранных демократическим путем и не обремененных обязательствами перед обществом.

Важным аргументом против обременения бизнеса социальными проблемами является следующее из него ограничение его свободы в чисто деловом плане. Социальная и собственно деловая ответственность часто вступают в конфликт, и необходимость отдавать приоритет первой может привести к ущербу для выполнения основной задачи любого бизнеса – обеспечения прибылей акционеров.

Позиция сторонников социальной ответственности бизнеса

Сторонники социальной ответственности бизнеса исходят из того, что он есть часть общества, зависит от общества, следовательно, должен заботиться об обществе. Благо для бизнеса есть благо для всего общества ("Что хорошо для “Дженерал Моторе”, хорошо и для Америки").

В XX в. в США на основе этики ответственности сложилась концепция "корпоративного гражданства", предполагающая добровольные социальные инвестиции компаний, ориентированные на запрос со стороны общества. Целями корпоративного гражданства являются сохранение и воспроизводство в современных условиях либеральных ценностей и институтов минимального вмешательства государства в экономику и в жизнь общества. Бизнес добровольно берет на себя решение проблем социального обеспечения, развития образования, науки, спорта и т.д., чтобы предотвратить избыточную заботу государства, а значит, и контроль с его стороны. В России ситуация принципиально иная. По данным социологов, у нас в стране продолжает сохраняться запрос на активную роль государства как в обеспечении социальной справедливости, так и в жизни общества в целом в качестве института, воплощающего интересы общности, отражаемой понятием "народ". Именно государство, органы власти различных уровней являются главным "заказчиком" социально ответственных действий бизнеса, причем они используют административные ресурсы для принуждения к участию в благотворительной деятельности. В результате этих усилий государственных органов российский бизнес в целом затрачивает больше средств на социальные нужды, чем его западноевропейские и американские коллеги.

Главная причина повышенного спроса на социальную активность бизнеса в России состоит прежде всего в унаследованной от советской системы обремененности предприятий и других хозяйствующих субъектов социальными обязательствами, наличие на их балансе социальных учреждений, коммунального хозяйства и т.д. Советская практика создания крупных градообразующих предприятий, ответственных за социальное благополучие целых городов, а иногда и регионов, вынуждает новых хозяев также содержать социальную инфраструктуру. В этих случаях большую роль играет давление местных властей, которые за счет социальных инвестиций компаний компенсируют недостаточность бюджетного финансирования.