Поздняя взрослость (60 лет и старше)

Возрастной период старше 60 лет называется геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология — область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три

группы: 1) 60—75 лет (люди пожилого возраста); 2) 75—90 лет (люди старческого возраста); 3) старше 90 лет (долгожители).

Началом периода поздней взрослости считается достижение официального пенсионного возраста. При этом очень многие люди довольно долгое время продолжают работать, но рано или поздно вступившего в этот возраст ждет кризис ухода на пенсию.

Кризисные явления в этот момент обусловлены нарушением привычного режима и уклада жизни, противоречием между сохраняющейся трудоспособностью и наступившей невостребованностью, резким снижением социального статуса. "Рулить" общественной жизнью начинает уже поколение детей, вступают в самостоятельную жизнь внуки. Переживания по всем этим поводам могут привести к резкому ухудшению физического и психического состояния. Очень важно не превратить позднюю зрелость в простое доживание, суметь найти новые виды деятельности и сферы самореализации.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который запрограммирован генетически. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас его энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т.е. происходит общее старение организма.

Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы.

Интеллектуальные функции страдают в неодинаковой степени. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Давно замечено, что из познавательных процессов у пожилого человека прежде всего страдает память. Наибольший ущерб терпит память оперативная, основанная на образовании новых временных нервных связей, поскольку данный процесс в пожилом возрасте протекает уже далеко не так активно. Долговременная память, напротив, вполне сохранна, и это проявляется в большой склонности пожилых предаваться воспоминаниям о прошлом и делиться ими с окружающими.

В эмоциональной сфере существует вероятность появления неконтролируемого усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек может стать эгоцентричным, менее чутким; снижается его способность справляться с трудными

ситуациями. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины — агрессивными, практичными, властными.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т.д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности и стабильности, определяют его радости и горести.

"Я-концепция" в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной "Я-концепцией" и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования — все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л. Н. Толстой и др.).

Факторами, определяющими поведение пожилого человека, являются: снижение психофизических возможностей, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира, у большой части пенсионеров резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация "Я" и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий

потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

Последним кризисом в жизни человека является смерть. Отношение человека к предстоящему неизбежному концу зависит от множества различных факторов. Но в основном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и реальным ОГЛАВЛЕНИЕм самой жизни. Говоря о страхе смерти, следует учитывать, что в основном боятся не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий. Также не последнюю роль играет страх быть обузой для ухаживающих за умирающим близких.

Э. Кюблер-Росс описала пять стадий развернутого во времени умирания:

1) отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется надежда на ошибочность диагноза);

2) гнев (озлобление, отчаяние, крушение планов и надежд);

3) торг (поиски возможностей продлить жизнь);

4) депрессия (чувство безнадежности);

5) принятие (смирение и ожидание неизбежного финала).

Эта последовательность не универсальна: переживаемые

в связи с приближением смерти чувства индивидуальны и зависят главным образом от личности самого человека.