Появление языка и его роль в сознании

Понятно, и об этом уже говорилось, что новое знание могло быть получено только в новой для человека деятельности – познавательной, результаты которой должны были быть зафиксированы в новом языке. Чувственный образный язык не мог фиксировать нужные людям свойства предметов, а сами чувственные образы нельзя было прямо транслировать другим. Языком фиксации и передачи новых знаний стал язык общения, возникающий в трудовой деятельности. Но теперь он стал не просто средством общения, но и способом создания и сохранения сознательных образов, как знаний о мире. Языковое значение стало центральной составляющей сознательных образов.

Обратите внимание – язык, возникнув как средство делового общения, стал средством создания и существования сознательных понятийных образов мира, т.е. стал средством человеческого способа открытия мира, средством создания человеком сознательной картины мира. Эта его важная роль требует более подробного рассмотрения.

Язык есть система знаков, имеющих одинаковое значение для всех людей, владеющих этим языком. Знак всегда есть заместитель объекта, действия, события. Заместителем чего-то знак становится только тогда, когда хотя бы двое создают общее одинаковое понимание того, что этот знак означает. Соединяясь в систему, знаки и образуют язык.

В качестве знаков могут использоваться объекты, действия и движения людей, звуки и изображения. В зависимости от характера производимых и воспринимаемых знаков язык может быть звуковым (устная речь), жестовым, зрительным, предметным (семафор). Он может быть естественным, возникшим в совместной трудовой деятельности и жизни как средство реального делового общения людей, и искусственным – такой язык создается намеренно и требует обучения (письменный язык), а иногда и специального обучения его использованию (язык математики, языки программирования).

Основой языка является общее, одинаковое понимание значения события, дела, отношений людей. В качестве первого знака в трудовой деятельности используется орудие как предмет, функция которого для всех одинаково понятна, а его употребление связано с одинаковой, общей для этих людей ситуацией. Орудие начинает выполнять новую для него функцию – функцию "означения", понятного всем в общности людей дела, т.е. функцию информационную. Это и есть первый шаг к языку. Как писал один автор, язык начинается не с крика, а с дела.

Главное в языке – перейти к обозначению одного через другое. И за этим обозначением должно быть общее, одинаковое понимание того, "что обозначается". Первый знак выбирается не случайно – это знак одинакового для всех действия. Потом знаки можно менять. Это есть начало развития языка. Здесь можно провести полную аналогию с деньгами. Бумажки с цифрами потому являются деньгами, что замещают собой одинаковую порцию труда, которая лежит в основе любого обмена товарами. В каждой культуре первоначальным образцом этой порции труда может быть редкий предмет (драгоценный камень или металл, шкурка редкого животного и т.д.). Этот образец потом можно заменить чем угодно. Так и в языке: должно быть общее, одинаковое понимание действий и событий, которое вначале обозначается известным и понятным всем предметом, а потом он может заменяться на жесты, звуки, изображения. Но первично язык как общее понимание может возникнуть только из общего, совместного для людей дела.

Значение знака как его общее понимание и знание безразлично к форме знака (если совсем строго – почти безразлично). Вначале знак фиксирует понимание совместных дел и отношений людей и выполняет функцию общения. Но возможности языка позволили ему фиксировать и получаемые людьми первые внечувственные знания о мире, вначале как побочные результаты практики людей (расплавленная в костре руда, острый скол камня и пр.), а затем как результат специальной познавательной активности.

Первые знания буквально производились в деле.

Но постепенно этот побочный результат деятельности становится объектом самостоятельной деятельности людей по производству знаний, которые используются для производства новых условий жизни человечества. Как создание первого орудия вытягивает за собой систему промышленного производства в мире людей, так и использование языка в познании мира создает новое пространство жизни людей – науку, искусство, религию, мораль, т.е. пространство культуры, духовной жизни, которое не может существовать вне сознания людей. Значение как знание не существует без людей. Но значения, как и деньги, будучи системными качествами, живут самостоятельной жизнью независимо от каждого отдельного человека. Мы говорим об надинди- видуальном существовании значений, в которых фиксированы знания не отдельного человека, а всего человечества, а отдельный человек может овладеть этими знаниями с различной степенью полноты и глубины и использовать их в своей жизни, в том числе для создания своей собственной картины мира.

Надиндивидуальность значений позволяет им иметь свою историю и свой путь развития. В свою очередь развивается не только значение, развивается сам язык (его фонетика, грамматика и пр.). Должно развиваться и само сознание как умение человека строить сознательную картину мира.