Появление печатных газет в Европе и Америке. Политическая публицистика

Очевидную роль па этапе возникновения печатной периодики сыграла журналистика Германии — она прошла большой путь от устной традиции распространения новостей, рукописных листков до первых печатных изданий.

В XVI в. большое распространение получили письма-газеты, поскольку для торговцев были важны экономические и политические известия из разных стран. Нередко к ним прилагались обстоятельные записки, в которых содержались новости. Одно из приложений именовалось "Нойе Цайтунг фон Ориент унд Афганге". В 1527 г. другое приложение — "Нойе Цайтунг фон Ром" сообщило о взятии войсками Карла V Рима.

С созданием жителем Майнца Иоганном Гутенбергом в середине XV в. печатного станка с подвижным шрифтом, приспособленного к европейским реалиям, появилась возможность распространения новостей и мнений полиграфическим способом. Считается, что первой книгой, напечатанной в 1456 г. на первом в Европе печатном станке, была 42-строчная латинская Библия. Через шесть лет Адольф фон Нассау разрушил Майнц и изгнал его жителей. Ученики Гутенберга были вынуждены скитаться по городам Европы, тем не менее распространяя свои навыки и умения. Повсюду стали появляться небольшие типографии. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Но до появления первых печатных газет было еще далеко, а когда они появились, то выходили без порядкового номера и даты, имя издателя или редактора часто не указывалось. Верстка газет была примитивной: серьезные новости помещались вперемежку со скандальными сплетнями и слухами, часто недостоверными; рубрики, а иной раз и заголовки, отсутствовали.

Первые еженедельные издания в Германии — "Реляцион" ("Сообщение") и "Авизо" ("Объявление") были отпечатаны в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 г. Это были четырехполосные вестники с небольшим тиражом. Считают, что первой газетой была "Реляцион", которая вышла в январе 1609 г. (иногда годом рождения немецкой журналистики называют 1605-й). Издателем газеты был типограф Иоганн Каролус. Он и ранее работал в сфере журналистики: был составителем многих рукописных листков новостей. В первом номере "Реляцион" были опубликованы новости из Антверпена, Венеции, Вены, Кельна, Рима и Праги.

"Авизо" издавал Лука Шулъте. Он, вероятно, был знаком с прообразами венецианских газет, о чем косвенно свидетельствует само название издания. Именно "Авизо релацион одер цайтунг" стала выходить регулярно, что было немаловажно для становления журналистики. "Авизо" имела форму листовки форматом 1/4 стандартной газетной страницы (нынешний формат А4) с титульным листом. Общий годовой объем "Авизо" равнялся 115 страницам, которые в свою очередь были поделены па 52 номера. Таким образом, каждую неделю выходил очередной номер издания, в результате возникло понятие "еженедельник". "Авизо" характеризовалась не только оригинальным оформлением, но и весьма разнообразным ОГЛАВЛЕНИЕм. В ней размещались политические, дипломатические и военные новости, иногда можно было встретить сведения о природных бедствиях и катастрофах.

Еще один тип изданий, упоминавшийся выше, "ординаре-пост", или газеты-приказы, создаваемые для обнародования официозной политической и дипломатической информации. По цели назначения их называли также "кайзеровскими". Авторами этого типа изданий были дипломаты, госсекретари и офицеры, т.е. люди, имевшие непосредственное отношение к политической сфере. Первая газета под названием "Ординаре вохенцайтунг" вышла в Базеле в 1610 г., а до конца 30-х гг. XVII в. в Германии насчитывалось около 30 газет этого типа. К середине XVII в. общее количество газет в стране удвоилось, а к началу XVIII в. выходило около 200 газет различных форматов.

Следующей важной ступенью в развитии немецкой печати стало указание в заголовке на место издания газеты. Первыми стали еженедельные газеты "Страсбургер цайтунг" (1609— 1659) и "Брауншвейгер цайтунг" (1620—1659), далее такой практике стали следовать другие издания Германии. В это же столетие появились так называемые почтовые газеты, или почтовые ведомости. Первой газетой стала "Унферграйфлихе постцайтунген" ("Безошибочные почтовые газеты"), основанная почтмейстером Иоганном фон Биргдемом и выходившая с 1617 г. во Франкфурте-на-Майне.

Первая ежедневная газета Германии была создана Тимо-теусом Ритцше в Лейпциге. Впервые она вышла 1 января 1660 г. под названием "Нойлауфенде нахрихт фон кригсунд вельтхэндельн" ("Пришедшие новости о военных и мировых делах"). Со временем появлялись и другие ежедневные газеты. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой в Германии считается "Ляйпцигер цайтунг" ("Лейпцигская газета"), вышедшая в свет в 1661 г. В общей сложности от первых еженедельников до ежедневных газет прошло более 50 лет. Первоначально тиражи ежедневных газет были весьма ограничены (от 150 до 200 экз.), однако уже в XVIII в. они существенно возросли (до 2 тыс. экз.).

В XVII в. периодическая печать зародилась во всех частях Германии, однако сложности внешней и внутренней политики мешали ее развитию. Всеобщая нищета и разорение, недостаток просвещения в массах, бесконечные войны не позволяли печати выйти за рамки обычного распространителя новостей.

Постепенно начали появляться развлекательные издания, самым популярным среди которых стала газета "Цайтунг луст унд нутц" ("Газета для радости и удовольствия"), выходившая с 1695 г. в Гамбурге под редакцией Каспара фон Штилера.

Но Франции появление печатных газет также связано с развитием печатного дела и отстает от первых книжных публикаций более чем на столетие. Первая типография в Париже появилась в 1470 г., тогда же в ней была выпущена и первая книга. А вот французская газетная пресса возникла через 130 с лишним .чет, когда вышла "Газетт франсуаз" ("Французская газета"), которая, однако, не была периодическим изданием в строгом смысле этого слова, не обладала периодичностью -одним из важнейших атрибутов газетной журналистики. В 1611 г. начал выходить ежегодник "Меркюр франсез" ("Французский Меркурий"), основанный Жаном Ришаром.

11оявлепие первых еженедельников и официальной французской прессы связано с именем всемогущего Армана Жана дю Плесси, герцога Ришелье, кардинала Ришелье. Став первым министром, Ришелье приобрел "Меркюр франсез" и доверил это издание Франсуа Леклерку дю Трамбле (падре Жозефу, "серому преосвященству", как его называли современники). Падре Жозеф пригласил в ежегодник королевского медика Теофраста Ренодо, который хорошо себя проявил в новом для него деле.

Чем выше поднимался Ришелье, тем больше было у него могущественных противников. Ришелье достиг высокого положения благодаря сочетанию сильных волевых качеств, таких как терпение, хитроумие, политическая гибкость и жажда власти. У него было много сильных врагов и, к его сожалению, ненадежных друзей. Анна Австрийская, которую он лишил хоть какого-либо влияния на государственные дела, терпеть его не могла. Брат короля герцог Орлеанский Гастон плел бесчисленные заговоры, стремясь усилить свое влияния.

В начале 1631 г. противники Ришелье развернули активную кампанию против его политики, рассылая письма и памфлеты, направленные лично против кардинала. Но малотиражный ежегодник не мог существенно влиять на политическую обстановку в стране и конкурировать с памфлетистами, наиболее яркой фигурой среди которых считался мастер памфлета Матье де Морг, рапсе бывший надежным другом Ришелье, но перешедший на сторон) его врагов. Ришелье решил опереться на журналистов "Меркюр франсез", в частности на Теофраста Ренодо. В итоге 30 мая 1631 г. появился первый номер официозной газеты "Ла Газетт". Без поддержки Ришелье Теофраст Ренодо, конечно, не смог бы начать издание газеты — слишком много препятствий стояло на этом пути. В соответствии с требованиями корпорации печатников и книгоиздателей претендент на вхождение в цех должен был знать греческий и латынь, иметь сертификат Парижского университета, который давал право на осуществление издательской деятельности, и даже для того, чтобы открыть книжную лавку, нужно было прожить і! Париже от четырех до шести лет. Ришелье помог Теофрасту Ренодо получить официальную бумагу, разрешающую владение Адресным бюро и сбор информации по всей стране. Теперь открыть газету было легче...

Ришелье, в том числе с помощью печати, сокрушил мятежную знать, заставив ее покориться королевским официальным лицам. На словах кардинал работал на благо папства и католического духовенства, но его поступки указывали на то, что он считал именно короля главой церкви во Франции. Он ставил своей целью установить жесткий контроль над распространением информации. По его мнению, заслуживают публикации только те сведения и мнения, которые отвечают интересам государства и проводимой им, Ришелье, политики.

Новую газету ожидал успех. Ришелье всеми способами старался упрочить ее положение. Так, он обеспечивал редакцию всеми техническими средствами, помогал ей находить толковых сотрудников. Сам кардинал зачастую размещал в газете специально написанные для нее статьи. Он присылал Ренодо копии с договоров и капитуляций, посольских докладов и донесений об осадах и битвах. Конечно, он тщательно отбирал их и публиковал лишь те из них, которые были ему выгодны. "Сотрудником" Ренодо был не только кардинал Ришелье, но даже сам король Людовик XIII, который много лет доставлял ему весьма ценные корреспонденции. Участие короля обнаружилось благодаря заметке иезуита Гриффэ. Черновые наброски, на которые опирался король при написании своих статей, были собраны, переплетены и отданы на храпение в королевскую библиотеку. Долгое время этими сведениями исчерпывалось все, что было известно о манускриптах. Их удалось найти только в 1894 г., когда редактор газеты "Темпе" при разборе старинной библиотеки случайно наткнулся на рукопись, которая содержала сведения о военных походах в Лотарингию, Пикардию и Лангедок за 1633— 1642 гг. После сопоставления манускриптов с соответствующими статьями "Газетт" выяснилось, что Ренодо подвергал серьезной правке корреспонденции французского короля. Еще одним ценным сотрудником "Газетт" был генеалог Гоцие, который вел обширную переписку со всей Европой, а затем предоставлял редакции получаемые им известия.

Как видим, условия были весьма благоприятными, однако положение издания было далеко не из легких. Правители соседних стран препятствовали ее распространению на своих землях. Это заставило Ренодо в 1633 г. обратиться к ним через газету с просьбой изменить свое отношение к ней. Ренодо подчеркнул бесполезность их попыток препятствовать распространению его известий. Он сравнил эти известия со способностью горного потока, сила которого неминуемо увеличивается от возводимых на его пути препятствий. В Париже у газеты тоже было немало врагов, но их козни не причиняли ей особого вреда при жизни Ришелье и Людовика XIII. После смерти короля начались преследования Ренодо: было отнято его право на врачебную практику в Париже, были закрыты его академия и осведомительное бюро. Ему так и не удалось добиться признания своих прав. Однако Ренодо продолжал издавать газету, несмотря на все трудности, при помощи своих сыновей Якова и Евзебня. "Газетт" приносила одни убытки, и когда 25 октября 1653 г. Ренодо скончался, один из его современников сказал: "Он умер нищим, как умирают великие". В "Газетт" был опубликован посвященный памяти Ренодо некролог, в котором отмечались его заслуги перед родиной. В Париже был поставлен памятник в честь Ренодо, прославляющий его как журналиста и благодетеля бедных.

Вслед за "Газетт" постепенно стали появляться и другие еженедельные издания.

Поскольку еженедельник "Газетт" был основан в 1631 г., Теофраст Ренодо уже мог перенять опыт своих немецких коллег. "Газетт" считается лучшим периодическим печатным изданием того времени как по уровню редактирования, так и по разнообразию тематики, как по регулярности выхода, так и по продолжительности издания. Еженедельная газета выходила на четырех страницах, а ее тираж в первые годы составил около 1200 экз. С 1762 г. газета стала выходить в качестве официального издания Франции под новым названием "Ла Газетт де Франс" ("Газета Франции"), а с 1792 г. публиковалась ежедневно и просуществовала вплоть до 1944 г.

Как отмечает В. С. Соколов, возникновение печатных периодических изданий не привело к исчезновению непериодических информационных сочинений в рукописной форме (нувель), которые получили новое развитие во второй половине XVI—XVII вв. и даже в XVIII в. Эти издания рукописной журналистики стали во Франции средством борьбы различных религиозных течений и партий. Их преобладающая тематика — религия и политика.

Нувель — это новость, неотделимая от комментария, мнения.

Со временем нувелизм приобрел форму своеобразной оппозиционной, антимонархической и антифеодальной журналистики.

По мере того как развивалась периодическая печать Франции, усиливались и репрессивные меры в ее отношении. В 1724 г. цензурные функции были возложены на так называемого канцлера и хранителя печати, а при Сорбонне создан целый корпус профессиональных цензоров, состоявший из 79 человек, в который входили специалисты разных наук, в том числе литературы, математики, теологии, юриспруденции и т.д. В 1723 г. был создан первый в истории французской журналистики цензурный кодекс, согласно которому введен запрет на любую рукописную или печатную продукцию, не прошедшую цензурный контроль и содержавшую нападки или оскорбления по отношению к государству, королю или религии. В 1757 г. была принята королевская декларация, которая предусматривала в качестве наказания за публикацию вышеупомянутых сочинений смертную казнь.

Середина XVII в. ознаменовалась важным событием в истории периодической печати Франции — появлением журнала как типа специализированного издания, что стало нововведением не только в европейском, но и в мировом масштабе. В 1665 г. французский ученый Дени де Салло начинает издавать ежемесячный журнал "Журналь де саван" ("Журнал ученых"), просуществовавший до начала XX в. В него входили материалы о разных науках, включая математику, физику, химию, астрономию, философию, публикации критико-библиографического характера, обзоры художественной литературы. Жанры — рецензии, обзора, аналитической статьи, аннотации и аннотированной библиографии.

В 1672 г. появляются сразу два журнала "Журналь дю Пале" ("Журнал судебной палаты"), созданный парламентскими адвокатами Бондо и Гере для публикации решений судов и являвшийся едва ли не первым в мире специализированным в судебно-правовой области журналом, и "Меркюр галан" ("Галантный вестник"), сменивший в 1724 г. это свое название на "Меркюр де Франс" ("Вестник Франции"), Задуманный как первый журнал для "легкого чтения", "Меркюр галан" был рассчитан на довольно широкий круг читателей. В. С. Соколов отмечает, что это одна из первых попыток создать научно-популярную публикацию с элементами развлечения. В журнале публиковались рассказы, анекдоты, политические и научные новости, сведения о свадьбах, арестах, церковных службах, судебных заседаниях, иллюстрированные загадки и многое другое. Основатель журнала Донно де Визе считал, что невозможно называться настоящим французом и не следить за барометром светской жизни. Являвшийся одним из наиболее популярных журналов вплоть до Великой Французской революции, "Меркюр де Франс" в 1763 г. имел 1600 подписчиков, в число которых входили все принцы и даже король Людовик XV. Среди авторов журнала были Вольтер и Лаплас.

К наиболее известным европейским журналам XVIII в. относился также ежемесячник "Меркюр историк е политик" ("Исторический и политический вестник"), выходивший в Гааге с 1686 г. и в течение первого столетия своего существования издававшийся на французском языке. Некоторое время его редактировал Жан-Жак Руссо. Издание освещало главным образом внешнеполитические темы, это обусловлено тем, что оно выходило за пределами Франции, отличалось разнообразием информации и глубиной анализа.

Первая ежедневная газета Франции появилась в 1777 г. — "Журналь де Пари" ("Парижская газета"). Издание отличалось большим количеством разнообразных рубрик и качественным редактированием, однако при освещении внутриполитической обстановки Франции ограничивалось всего лишь размещением официальной информации, никак при этом не комментируя ее, чем обеспечила себе беспрепятственный выход в последние годы существования старого абсолютистского режима.

Предшественницей периодической печати в Англии была устная коммуникация. Северогерманские племена саксов, покорившие Британию в V—VI вв., не имели письменности. К VII в. относятся сохранившиеся рунические письмена (на протяжении трех столетий использовались одновременно с латиницей), а к X в. — самый древний список "Поэмы о Беовульфе". Начавшаяся в VII в. христианизация англосаксонского общества способствовала появлению произведений религиозного, эпического и дидактического характера. В древних текстах содержались и важные для того времени новости, что сближает их с ранней журналистикой. Первыми "репортажными" памятниками письменности можно считать описания путешествий датчанина Отере и англичанина Вульфстана, включенные королем Альфредом (годы правления — 871—900) в переведенную им "Всемирную историю" испанского священника Орозия. Кстати, король Альфред считался просвещенным монархом, неустанно боровшимся за восстановление монастырей, развитие просвещения, открытие школ и т.д.

Во второй половине XII в. открыл двери первый университет на территории страны — Оксфордский, а затем в 1229 г. — Кембриджский. В дальнейшем (XIII—XIV вв.) роль университетов значительно усиливается. К концу XIV — началу XV в. завершается формирование литературного английского языка. Создается основа для возникновения и развития английского гуманизма. В частности, происходит открытие Библии для массового (в понимании того времени) читателя.

Несмотря на развитие письменности, главенствующую роль в обществе играла, конечно, устная коммуникация. Глашатаи сообщали важные государственные новости; сборщики торговых и иных новостей разносили добытую информацию. В дальнейшем стали пользоваться успехом рукописные сборники новостей ("ньюс леттерс"). Сборщики новостей встречались в соборе Святого Павла в Лондоне, где обменивались мнениями, впечатлениями и, главное, информацией. Рядом с собором впоследствии появилась знаменитая Флит-стрит, улица крупнейших редакций и типографий.

Большую роль в подготовке почвы для возникновения журналистики в современном понимании сыграло распространение книгопечатания. В последней трети XV в. вся континентальная Европа уже была хорошо знакома с печатным делом. Англия заметно отставала. В 1471 г. предприимчивый купец из Лондона Вильям Кэкстон (1122 1491) в Кельне стал осваивать ремесло печатника. Он оценил преимущества печатной книги над рукописной. Знаток иностранных языков, он перевел с французского на английский "Собрание рассказов из истории Трои" и опубликовал его в собственной типографии в Брюгге. В 1476 г. Кэкстон возвращается в Англию и обосновывается возле Вестминстерского аббатства, где открывает типографию. В общей сложности Кэкстон напечатал около сотни произведений. Одна из первых напечатанных им книг — трактат об искусстве шахматной игры, а "Изречения, или Высказывания философов" стала первой английской датированной книгой. Предполагают, что король Эдуард IV посещал типографию Кэкстона.

Английская Реформация оказала большое влияние на общество своего времени, однако не имела последовательного и решительного характера. Более того, даже достижения прежних лет в некоторых случаях отвергались. Однако именно XVI в. стал веком расцвета английского гуманизма, причем гуманисты не только выступали против феодального мировоззрения, но и первыми в истории начали критиковать складывающиеся буржуазные отношения.

Именно и это время в Англии получили хождение сборники новостей — переводы аналогичных изданий с немецкого, фламандского, итальянского языков. ОГЛАВЛЕНИЕ выпускавшихся до этого времени книг и брошюр было ограничено главным образом религиозной тематикой, мифологией, фольклором. В XVI в. устные "ныос" и печатные "балладас оф ньюс", содержавшие сведения о прибытии судов, имели равное распространение.

В 1588 г. начал выходить "Инглиш Меркурии ("Английский вестник"), информировавший читателей о важных международных событиях. Именно с выходом этого издания обычно связывают появление периодической печати в Англии, хотя на современную газету "Инглиш Меркури" походил весьма слабо.

История возникновения "Инглиш Меркури" такова. Во время англо-испанской войны в 1588 г. испанская Великая Армада вошла в Ла-Манш, но была разгромлена англичанами. Еще до этого сражения премьер-министр Англии, учитывая продвижение Армады к английским берегам и опасаясь распространения нежелательных слухов, распорядился рассылать официальную информацию, которая легла в основу официального издания — "Инглиш Меркури". Несколько позднее, в 1605 г., Натаниель Баттер напечатал статью о двух убийствах в Йоркшире и выпустил единственный номер "Новостей из Испании". Совместно с другим издателем, Николасом Боурном, он выпускал "Ньюс фром Мост Парте оф Крисчендом" ("Новости из большей части христианского мира").

В 1622 г. Натаниель Баттер приступил к публикации еженедельных сборников новостей "Уикли ньюс" ("Еженедельные новости") и "Курантов". По форме они напоминали скорее книгу', чем газету, однако имели порядковый номер и дат}' выхода в свет. Через 10 лет еженедельники Баттера были закрыты по указу короля в результате демарша испанского посла — в одном из материалов усмотрели оскорбительный выпад против испанского престола. Баттер и Боурн, однако, не унывали. Более того, в 1638 г. они добились благосклонности короля Карла I, разрешения возобновить издательскую деятельность и получили лицензию сроком па 21 год. Благодаря поддержке короля они по сути стали монополистами в своей отрасли, но продолжали печатать лишь иностранные новости. Время было смутное: назревала революция, идеологическая подготовка которой осуществлялась посредством пуританских проповедей и памфлетной литературы.

Большие трудности пришлось преодолеть издателям и типографам Соединенных Штатов Америки, прежде чем на свет появились первые газеты.

Технические возможности позволяли выпускать в английских колониях Нового Света печатную продукцию, но потребность в печатных изданиях была невелика. Дело в том, что уровень образования населения колоний был невысок. Первые школы стали появляться здесь в XVI—XVII вв. Это частные учебные заведения, рассчитывающие лишь на средства благотворителей. В 1636 г. открыт Гарвардский колледж. При этом государственная политика в области образования просто-напросто отсутствовала — даже самый первый закон о школах был принят в штате Массачусетс лишь в 1647 г. В целом сама система американского образования сложилась лишь после окончания войны за независимость 1775-1783 гг.

Новая Англия и Вирджиния стали центрами общественной и литературной жизни колонистов в XVII в. Существовавшая здесь в первой половине века рукописная литература чаще всего носила религиозно-морализаторский характер.

Потребность в печатных периодических изданиях впервые возникла в среде английских торговцев и предпринимателей. Им были необходимы регулярно публикуемые новости экономического и политического характера. Первым регулярным периодическим печатным изданием на американском континенте стала "Гасета де Мехико" ("Газета Мехико"), вышедшая в 1667 г.

Появление первого печатного станка в английских колониях Северной Америки относится лишь к 1638 г., когда английский священнослужитель Дж. Гловер вез его в Массачусетс. Он рассчитывал, что поставкой бумаги и других расходных материалов будет заниматься Стивен Дэй. Но все пошло по-иному. Гловер умер в пути, и станок в Новый Свет доставила его вдова, "матушка американской печати" Элизабет Гловер. На следующий год она открыла печатное дело в маленьком городке Кембридж, пользуясь услугами того самого Дэя. Вскоре "матушка американской печати" заключила брак с Генри Дунстером, президентом Гарвардского колледжа, который располагался в Кембридже. Установленный здесь станок Гловера стал предшественником существующего поныне издательства "Гарвард юниверсити пресс".

Предназначенные для выпуска религиозных изданий печатные станки через несколько лет появились в Бостоне (1670), Филадельфии (1685) и Нью-Йорке (1693).

Первопечатник Пенсильвании Уильям Брэдфорд по рекомендации основателя движения квакеров Джорджа Фокса начал публиковать материалы в поддержку квакеров. В 1685 г. он опубликовал альманах, который привел его к натянутым отношениям с квакерами. Так, он назвал тогдашнего губернатора Пенсильвании "Богом Пенном", что было воспринято квакерами как оскорбление нравственности, поскольку квакеры не любят восхвалений. Примерно через год начались гонения на Брэдфорда. Ему было запрещено публиковать какие-либо официальные материалы без разрешения властей и лично губернатора Пенна. А через пять лет принадлежавшая Брэдфорду типография была и вовсе конфискована колониальными властями. Сам Брэдфорд был заключен на год в тюрьму по обвинению в издании не санкционированных правительством материалов. Поскольку Брэдфорд на одной из своих брошюр не указал фамилию издателя, это также было расценено как грубое нарушение существовавшего тогда закона. Когда Брэдфорд вышел на свободу, он поменял постоянное местожительство на Нью-Йорк, где издавал первую и единственную до 1733 г. в этой колонии газету "Нью-Йорк газетт". Чтобы вновь не угодить в тюрьму, Брэдфорд превратил свое новое издание в официоз колониальных властей.

Первый опыт издания печатной публикации газетного типа в английских колониях Северной Америки относится к 1689 г. Именно тогда с одобрения властей Массачусетса печатник Сэмюэлъ Грин выпустил "Презент стэйтофзэ Нью-Инглишафферс" ("Представление государственных дел Новой Англии"). Как предполагал Грин, это издание должно было предотвратить появление ложных сообщений и распространение недостоверных слухов. Грин умер, не успев выпустить даже второго номера и никому не сообщив, собирается ли он его выпускать. До сих пор среди исследователей американской прессы ведутся дискуссии — предполагал он выпускать газету или что-то иное? Некоторые ученые утверждают, что в действительности это издание не могло быть газетой, так как лист заполнен текстом лишь с одной стороны, а значит, публикацию Грина можно назвать, скорее, листовкой или своеобразным объявлением-.

Вторую и более удачную попытку предпринял печатник и книготорговец из Лондона Бенджамин Харрис. В 1686 г. он бежал от репрессий английских властей за публикацию оппозиционного листка новостей. В Бостоне Бенджамин Харрис отпечатал первый номер газеты "Паблик оккеренсиз" ("Общественные события"). Он вышел в свет в 1690 г. Детищу Харриса были присущи многие атрибуты газеты, в частности, издание было отпечатано на нескольких страницах, что уже указывало на стремление создавать именно газету, а не просто выпустить объявление.

Первый (и единственный) номер этой американской газеты вышел на четырех полосах, форматом примерно 15 х 20 см, заполненный текстом на трех полосах. Четвертая страница специально оставлялась чистой, чтобы читатель мог сам дописать от руки собственные новости. Этот номер был посвящен "иностранным и местным" событиям, содержа! информацию местного характера. Тем не менее Харрису удалось не на шутку встревожить колониальные власти, поскольку в своей газете он коснулся запретной для того времени темы, а именно положения индейцев и жестокого обращения с ними со стороны властей французских колоний. Подобные замечания расценивались как критика колониальной политики в целом. Харрис также негативно высказался о войне, которую в тот период вело английское королевское правительство против Франции. Кроме прочего, Харрис выпустил газету, не получив официальной лицензии, что, в свою очередь, являлось серьезным нарушением закона. В результате она была закрыта по распоряжению колониальной администрации.

Вскоре произошло еще одно знаменательное событие в истории американской журналистики. В 1704 г. вышел первый номер еженедельной газеты "Бостон ньюс-леттер" ("Бостонский вестник"), регулярно выходившей до 1776 г. Основателем этой газеты был бостонский почтмейстер Джон Кемпбелл, пользовавшийся расположением колониальных властей. Кемпбелл, так же как и Грин, ранее практиковал публикацию рукописных листков новостей. Переход к изданию печатной продукции стал для него вполне логичным и закономерным явлением. В период с 1704 но 1719 г. "Бостон ньюс-леттер" оставалась единственной газетой на территории британских колоний в Америке.

Большую часть издания занимали "шиппинг ньюс" т.е. "корабельные новости", — информация, доставляемая из Старого Света морским путем. Именно она представляла огромный интерес для колонистов, поскольку содержала вести из дома, с покинутой родины. В то время население американских колоний довольствовалось преимущественно английскими газетами, выписывавшимися владельцами гостиниц и таверн для своих клиентов. Отсюда и вторичность "Бостон ньюс-леттер" — она предпочитала иностранные новости местным и часто перепечатывала материалы из английских газет. Тираж газеты составлял 250—300 экз., но и он распространялся с большим трудом. Подписка на газету считалась роскошью, которую далеко не всякий колонист мог себе позволить.

На страницах газеты Кемпбелла появилось первое в истории страны газетное объявление, там же была отпечатана первая в Новом Свете иллюстрация. Под редакцией Уильяма Брукера, который пришел на место Кемпбелла в 1719 г., в "Бостон ньюс-леттер" были опубликованы первые редакционные статьи.

Номер газеты представлял собой двухполосный (иногда и четырехполосный) листок, две трети площади в котором занимала перепечатка материалов из английских газет. Примерно треть материалов содержала местную информацию. Обычно это были новости о прибытии и отправлении судов или о штормах на море. Публиковалось расписание движения почтовых дилижансов, новости политической и экономической жизни колоний, объявления о рождениях, смертях, судебных заседаниях, нападениях индейцев, о торгах по продаже рабов.

Уже в то время в "Бостон ньюс-леттер" обнаружились некоторые отрицательные черты, проявившиеся позднее в американской прессе во всей неприглядной сущности: в газетах сплошь и рядом встречались неточности, искажения и даже откровенная ложь.

В 1719 г. "Бостон ньюс-леттер" впервые столкнулась с конкуренцией со стороны "Бостон газетт" ("Бостонская газета"). Его издателем тоже был Уильям Брукер, который сменил Дж. Кемпбелла на посту почтмейстера. Неудивительно, что он так же, как и его предшественник, посвятил себя издательскому делу. Поскольку почтмейстеры раньше других получали доступ к свежей информации и в их руках находились также средства доставки газет подписчикам, они чаще всего становились издателями первых американских газет. Иногда ими становились судьи, книготорговцы, члены муниципалитетов. "Бостон газетт" просуществовала до 1741 г.

Следует отметить еще одну из первых бостонских газет — "Нью-Ингмэнд курант" (1721 — 1726), издававшуюся старшим братом Бенджамина Франклина Джеймсом. На ее страницах печатали острую политическую и религиозную сатиру. Здесь довольно часто появлялись перепечатки материалов из радикальных английских газет. Правда, оппозиционность газеты иногда считают следствием обычной ошибки. В 1721 г. в Америке бушевала эпидемия оспы. Чтобы хоть как-то ограничить распространение этой опасной болезни, власти решили провести вакцинацию населения. В те времена это было достаточно сложным процессом. Действия властей насторожили Джеймса Франклина: уж не специально ли заражают здоровых людей? Ведь любая эпидемия — это бич Божий и бороться с ней непозволительно, поскольку этим человек ставит себя вровень с Господом и даже соревнуется с ним в человеколюбии. Таким образом, обычное непонимание привычных для пас вещей сделало из Джеймса Франклина оппозиционера. Более того, многие журналисты и издатели США, занимавшиеся расследованиями, именно с 1721 г. ведут историю этого направления творческой работы.

В 1723 г. Джеймс Франклин испытывал серьезные трудности при публикации критического материала, посвященного попыткам властей выслеживать передвижения пиратов. Его газете удалось сыграть решающую роль в изгнании из колонии королевского губернатора Шюта. Однако в результате этих событий Джеймс Франклин был обвинен властями во многих преступлениях, в числе которых фигурировали "оскорбление Правительства Ее Величества", "неуважение религии", "искажение Библии", "нарушение мира и спокойствия".

Джеймс Франклин был заключен на месяц в тюрьму. По решению суда ему было запрещено издавать газету без предварительного ознакомления с ее ОГЛАВЛЕНИЕм представителей колониальных властей. Франклину, однако, удавалось некоторое время обходить этот запрет. Он начал с того, что сменил издателя, заявив при этом, что новый издатель будет "человек хорошего характера", "учтивый" и т.д. Запрет на выпуск газеты был смягчен после того, как новым издателем стали считать юного Бенджамина Франклина.

Э. А. Иванян, обращая внимание на оппозиционность газеты Дж. Франклина, отмечает: "Американский историк печати Ричард Бушман считает, что, "публикуя смелое подражание радикальным лондонским газетам, он (Джеймс Франклин) надеялся расширить продажу выпусков своей газеты и был, возможно, в гораздо меньшей степени движим своими идеалами, нежели деловыми интересами". Следует, однако, воздать должное мужеству Джеймса Франклина, решавшегося на публикацию резких статей в своей газете и даже на издание небольших брошюр, клеймивших коррупцию среди чиновников".

Таким образом, колыбелью американской журналистики стал Бос гон, где к 1741 г. выходило уже пять еженедельных газет (некоторые источники сообщают о том, что такое количество газет насчитывалось в Бостоне уже в 1735 г.).

Первые газеты Северной Америки, выходившие, как правило, размером немного меньше писчего листка бумаги, часто публиковали заокеанские уже устаревшие новости двух-, трехмесячной давности. Они ориентировались па неугасимый интерес колонистов к европейским и, прежде всего, английским делам, поскольку те еще долго считали Англию родным домом. Расчет был прост: в освещении газетами внутренних дел колоний нет особой необходимости, так как эти дела и без того всем хорошо известны — их быстро разносит молва.

Важную роль в становлении периодической печати Северной Америки сыграла также Филадельфия, как известно, впоследствии ставшая первой столицей США. Первая филадельфийская газета "Америкен уикли меркури" ("Американский еженедельный вестник") появилась в 1719 г. Вскоре за ней последовали и другие.

"Одним из наиболее честолюбивых газетных проектов в ранний колониальный период, — отмечает американский исследователь В. Г. Блэйер, — был "Юниверсал инстрактор ин олл артс энд сайенс энд Пенсилваниа газетт", основанный С'змкюлем Кеймером". Автор относи г создание этой газеты к 1728 г. Именно в этот период на общественной арене появляется 22-летний Бенджамин Франклин, также предполагавший начать издание в Пенсильвании своей газеты. Как отмечает Дж. П. Вуд, именно эти обстоятельства заставили Кеймера начать выпуск газеты на год раньше планируемого срока. В 1729 г. уже Бенджамин Франклин издавал в Филадельфии "Пенсилваниа газетт" ("Пенсильванская газета").

На рубеже XVII—XVIII вв. население колоний было смешанным, почти половину составляли немцы, остальные -голландцы, французы и представители других народов. Как правило, все они стремились обзавестись собственной прессой. Например, в 1732 г. предполагалось создание газеты на немецком языке "Филаделфия цайтунг" ("Филадельфийская газета"). Кристофер Сойер, который являлся лидером немецкой общины, вел активную издательскую деятельность. Бенджамин Франклин также предпринимал попытки создания двуязычной газеты па английском и немецком языках. В XVIII в. в Филадельфии выходило семь газет на французском языке. Многие этнические группы вносили вклад в становление новой культуры, существенно отличающейся от английской. Однако нельзя отрицать и тот факт, что ассимиляционные процессы в колониях имели весьма выраженное влияние на развитие не только периодической печати, но и общества в целом.

Газеты появлялись и в других городах колоний, к 1740 г. на территории США выходило 11 изданий. Существовали они недолго, прежде всего из-за гонений колониальных властей. Кроме того, новости из Европы, интересные жителям колоний, доставлялись в Новый Свет с интервалом в 8—10 недель. Почтовые курьеры курсировали между отдельными колониями очень медленно, особенно в зимний период. Слабая населенность страны, ограниченный круг читателей и ничтожность тиражей, дороговизна печатных изданий, которые, по сути, являлись плохими копиями английских газет, также делали американские газеты недолговечными. "Не имея прочной материальной базы, они исчезали так же быстро, как и возникали, не оставляя заметного следа в общественной жизни страны", — отмечал Н. И. Живейнов.

С 1725 по 1744 г. Уильям Брэдфорд издавал "Нью-Йорк газетт" с разрешения английского губернатора. Пришедший ему на смену Генри Форест переименовал газету в "Нью-Йорк ивнинг пост" ("Нью-Йоркская вечерняя почта"). Основанный голландскими колонистами и поначалу называвшийся Нью-Амстердамом, Нью-Йорк становился все более привлекательным для американских журналистов.

Газеты на рабовладельческом юге стали появляться в первой половине XVIII в. Первой из них стала "Мэриленд газетт" ("Газета Мэриленда"), которая выходила в Аннаполисе (1727), вторая публиковалась в Уильямсбургс (1736), а последующие газетные издания возникли в штатах Южная и Северная Каролина.

В 1765 г. английская колониальная администрация, традиционно демонстрировавшая враждебное отношение к прессе североамериканских колоний, ввела так называемый штемпельный сбор (стемп-акт). Денежным налогом облагался каждый опубликованный газетный экземпляр. Многие газеты оказались перед угрозой закрытия. Эта репрессивная мера вызвала отторжение со стороны многих американских газет. В знак протеста некоторые из них прекратили свой выход, другие стали публиковаться без заголовка.

По мере дальнейшего развития североамериканской прессы в газетах печаталось все больше оригинального местного материала, что привносило в прессу принципиально новые, публицистические аспекты. Внимание широкой общественности привлекали выступления Бенджамина Франклина на страницах сто "Пенсилваниа газетт", считающейся первой "действительно американской" газетой. Он выражал ненависть к колониально-феодальным порядкам и сочувствие к рабочим, обездоленным, неграм и преследуемым индейцам.

Постепенно умами американских журналистов овладевала совершенно новая идея независимости от метрополии. Ее сторонников называли революционистами — они выступали за свободное развитие экономики колоний и отстаивали интересы наиболее активной в экономическом и политическом отношениях части американского населения. Тех же, кто стремился к сохранению власти английской короны и колониального господства во всех сферах и к кому американские газеты демонстрировали все более отрицательное отношение, называли лоялистами.

Однако не все газеты Америки поддерживали революционную идею независимости от британской короны. Например, "Пенсилваниа джорнэл" отмечала, что вместо "волнений и мятежей" необходимо восстановить общественный порядок путем принятия политических решений. Но таких изданий становилось все меньше и меньше, да и лоялистские издания часто переходили на сторону революционеров.

Колониальные власти маневрировали. В целом ряде колоний, в том числе Нью-Йорке, Массачусетсе и Род-Айленде, деятельность судебных и иных органов санкционировалась властями и определялась официальными либо полуофициальными решениями законодательных ассамблей и иных органов в целях поддержания "традиционной деловой активности". Королевская администрация вынуждена была согласиться с этим решением. Революция была подготовлена в умах людей, в том числе молодой американской журналистикой.

Роль политической публицистики в общественной жизни Германии, Франции, Великобритании и Америки была велика. Мы уже отмечали значение первой еженедельной газеты "Ла Газетт" во Франции для кардинала Ришелье в его борьбе против врагов абсолютизма и заговорщиков. Сила печатного слова проявилась и в других странах. Журналистика становилась мощным оружием в политической борьбе.

Немецкая публицистика изучаемого периода развивалась в условиях реакции и экономического спада.

В политической жизни Германии возобладал мелкодержавный абсолютизм, когда отдельные княжества управлялись монархами, не считавшими нужным обращать внимание на инициативы снизу: ландтагов, городских самоуправлений и т.д. Усиливающаяся зависимость городов от князей сдерживала развитие торговли и промышленности. Реакция в деревне тормозила развитие мануфактуры. Феодальная реакция сопровождалась католической. Сложным было и внешнеполитическое положение. Германия на долгие годы стала ареной опустошительной Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. Вестфальский мир 1648 г. юридически закрепил распад Германии на разобщенные княжества. Наступление феодалов на крестьян (так называемое вторичное за-

крепление крестьян) осложняло развитие мануфактур и привело к изгнанию крестьян с их земель, поскольку помещики стремились выращивать зерно на экспорт. Наиболее ярко это явление было выражено в Пруссии, для которой особенно характерен дух милитаризма и вотчинного деспотизма. Однако Фридрих II Гогенцоллерн (король с 1740 по 1786 г.) провел некоторые реформы в духе просвещенного абсолютизма. Была упорядочена деятельность судебных и финансовых органов, улучшено начальное образование населения и т.д. 11о реформы не нарушили основы крепостнического порядка в Пруссии. В это время усилилась идеологическая борьба в обществе.

Первые газеты активно сотрудничали с философами, литераторами, другими представителями творческой интеллигенции — Г. Лессингом, Г. Гердером, И. В. Гете, Ф. Шиллером и др. В 1780-х гг. среди немецких просветителей возникло литературное и общественное движение "Буря и натиск", участники которого активно призывали к объединению Германии и коренным изменениям в общественно-политической жизни страны. Г. Форстер, например, выступал за революционные методы борьбы против феодально-абсолютистского строя, установление республики, реформу правления. Его поддерживали наиболее радикально настроенные участники "Бури и натиска".

Во Франции XVII в. прошел под несомненным влиянием классицизма, требовавшего от любого произведения, будь то драма, поэма или газетная заметка, логичности, ясности и стройности. Наиболее яркими представителями классицизма явились драматурги П. Корнель и Ж. Расин — авторы трагедий, Мольер — комедий. Именно они оказали несомненное воздействие на становление французской журналистики — яркой и остроумной.

XVIII в. проходит во Франции под знаком Просвещения. Это новое художественное и общественно-политическое движение уже активно опиралось на печатные средства распространения информации. Главная идея просветителей сводится к тезису о том, что человек и общество несовершенны. При этом необходимо неустанно распространять свет знания, чтобы дать человеку ясное представление, что такое разум и добро, как должна быть устроена жизнь. Ярким воплощением идей просвещения стала "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" в 35 томах (1750—1780). Работу над ней возглавлял Д. Дидро, которому помогал Ж.-Л. Даламбер. В числе энциклопедистов были также Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, К. Гельвеций, П.-А. Гольбах и др. Именно энциклопедисты внесли наибольший вклад в развитие французской и европейской журналистики. Им принадлежат идеи публичности общественно-политической жизни, невмешательства церкви в дела науки, общественного прогресса, свободы, равенства и братства.

Просвещение зародилось в Англии. Свидетельством тому — творчество Д. Дефо и Дж. Свифта.

Даниель Дефо — основатель английского журнализма и репортажа. Проследим вехи его бурной жизни. 1692 г. коммерческие авантюры, крупный долг, бегство от кредиторов. 1698 г. — выход в свет "Трактата о проектах", принесшего ему некоторую известность. Дефо пропагандировал буржуазное здравомыслие и защиту веротерпимости, выступал за свободу слова и печати. С 1696 г. — частые встречи с королем Вильгельмом III Оранским. Дефо выступил в его защиту, против аристократов, дискредитировавших короля как "не англичанина". В 1704 г. Дефо начинает издавать журнал "Ревью" ("Обозрение") и вступает в острую полемику с другими издателями. В частности, именно Дефо принадлежат слова: "Собака не пожирает другую собаку, газета не критикует другую газету".

Другой основоположник английской журналистики, Джонатан Свифт в 1710—1711 гг. писал для журнала "Экзаминер" ("Ревизор") торийской фракции. Его направление — политическая публицистика. В памфлете "Сказка о бочке" (1704) борьба католической, англиканской и пуританской церквей показана в духе пародийного "жития". Памфлеты "Письма суконщика" (1723—1724) и "Скромное предложение" (1729) осуждают угнетение ирландского народа. Знаменитое "Путешествие Гулливера" (1726) воспринималось современниками как гротескное осмеяние существовавших в те годы порядков и политики властей. Сатира Свифта неотделима от его творчества, развивавшегося в духе Просвещения, утверждавшего необходимость искоренения всевозможных пороков.

В США наибольшее влияние на развитие публицистики оказала война за независимость против Англии (1776—1783). Второй президент США Джон Адаме говорил об этих событиях, что революция совершилась до того, как началась война, она происходила в умах и сердцах людей. Газет, сыгравших важнейшую роль в подготовке революции, к началу войны было 37. Они усилили общественное недовольство колониальными порядками. Под их натиском колониальные власти вынуждены ослабить ограничительные меры, принятые по отношению к прессе. В частности, был отменен пресловутый "стемп-акт". По мере назревания революционных событий американские газеты все громче заявляли о себе как центры национального сопротивления и организаторы революционных действий народа.

Об активном участии американских газет в подготовке войны за независимость свидетельствует множество фактов. Среди них есть одно общеизвестное событие, подробности подготовки которого знакомы далеко не всем. В Бостоне, крупнейшем городе и порте Северной Америки того периода, под редакцией Сэмюэля Адамса (брата Дж. Адамса) выходила газета "Бостон газетт", которая в декабре 1773 г. выступила с инициативой организации протеста, известного в истории как "Бостонское чаепитие". Несколько колонистов переоделись в индейцев в редакции газеты и напали в гавани на английский корабль, груженый чаем, после чего выбросили все тюки с ним в море. Акция была совершена в знак протеста против обложения экспортируемого из Старого Света чая чрезмерно высоким налогом, а впоследствии она послужила поводом для начала вооруженного сопротивления колониальным властям Англии.

Наряду с "Бостон газетт" важную роль в развязывании восстания 1776 г. сыграла и "Пенсилваниа мэгэзин", которую возглавил Томас Пейн. В годы войны появилось немало новых изданий, единодушно поддержавших вооруженную борьбу за независимость колоний. Важной особенностью американской журналистики времен войны стала глобальная политизация изданий, связанная с резко возросшим удельным весом публицистических материалов. В качестве наглядного примера можно отмстить газету "Массачусетс спай" ("Массачусетский наблюдатель"), выходившую три раза в неделю в Бостоне. Интерес представляет эволюция данного издания. Изначально она была сугубо информационной, затем на ее страницах появился подзаголовок "Открыта для всех партий, но не подвержена ничьему влиянию". Но, несмотря на подобное заявление, "Массачусетс спай" все чаще испытывала на себе влияние радикально настроенных участников революции, а ее редактор подвергался преследованиям со стороны колониальной администрации. Все это способствовало тому, что тираж газеты достиг 3,5 тыс. экз. — рекордной цифры для того времени. Любопытен и тот факт, что "Массачусетс спай" первой среди американских газет ввела в употребление слово "американец", что в тогдашних условиях звучало как революционный призыв к колонистам и признание новой единой нации, несмотря на национальные различия внутри нее.

Главной силой борьбы за независимость стала американская буржуазия, однако многие газеты революционного лагеря зачастую меняли свои позиции, что свидетельствовало о некоторой его неоднородности и нестабильности. Война за независимость, которая началась с битвы при Лексингтоне 19 апреля 1775 г., быстро обнаружила разногласия среди революционеров. Образовалось два крыла, которые оказали равнозначное влияние на ход событий: консервативное крыло, которое возглавили Джордж Вашингтон и Александр Гамильтон (так называемые федералисты), и либеральное, лидерами которого стали Томас Джефферсон, Джон Адаме, Бенджамин Франклин и Томас Пейн (республиканцы).

Редакции газет революционно-патриотической ориентации возглавили политики-журналисты, которым удалось превратить прессу в рупор политической пропаганды и организатора революции. Среди них заслуживают упоминания отцы — основатели США, для которых журналистика стала важнейшим средством достижения революционных целей, одним из главных направлений общественно-политической деятельности. "Американская революция не была социальной и экономической революцией, как это было во Франции в 1793 г., но исключительно революцией политической, имевшей целью освобождение от власти метрополии. При этом права собственности не были затронуты ни в малейшей степени. Были люди, хотевшие видеть Джорджа Вашингтона королем Америки".

Главная заслуга в распространении в Северной Америке идей независимости принадлежит Бенджамину Франклину и его газете. В 1754 г. Бенджамин Франклин поместил в своем издании знаменитую карикатуру — и впервые ввел ее в качестве газетного жанра в американскую журналистику. На карикатуре была изображена змея, состоящая из восьми рассеченных, не связанных между собой частей, каждая из которых содержала надписи начальных букв названий восьми английских колоний. Под карикатурой были помещены слова: "Объединимся или умрем!". Многие газеты сразу же перепечатали карикатуру, что, в свою очередь, повлияло на созыв общего конгресса представителей всех колоний в Северной Америке летом 1754 г.

Еще один видный деятель американской освободительной войны и один из авторов Декларации независимости и Конституции США — Томас Джефферсон — выступал за глубокие политические, социальные и экономические перемены в колониях на основе ликвидации колониальной зависимости от Англии и архаичного феодального уклада. В основанной им в 1766 г. "Вирджиниа газетт" (позже она выходит под названием "Газетт оф Уильямсбург") впервые в стране в 1776 г. была опубликована Декларация независимости, причем не изложение, а ее полный текст.

Подлинными агитаторами американской революции были представители семейства Адамсов. Так, Сэмюэль Адаче в 20-летнем возрасте основал в Бостоне газету "Индепен-дент адвертайзер" (1748), в которой размещал материалы, направленные против английского господства в стране.

Однако самым видным публицистом Американской революции был Томас Пейн, перебравшийся в Америку из Англии в 1774 г. Это был наиболее радикально настроенный деятель борьбы за независимость от английской короны. Пейн регулярно публиковался в целом ряде газет. В 1775 г. он опубликовал в газете "Пенсилваниа джорнел" под псевдонимом Гумунус статью в поддержку независимости от метрополии. В этом же издании появились его эссе "Кризис", ряд его памфлетов. Наиболее ярко талант Томаса Пейна как публициста проявился в его широко известной статье "Здравый смысл", опубликованной через год в виде листовки, отпечатанной общим тиражом 120 тыс. экз. Весь тираж был распространен за три месяца — по тем временам нечто небывалое для Америки и всего мира (произведение разошлось в 19 странах). В нем выдвигается идея отделения от Англии и полной свободы колоний. Томас Пейн выступал также в качестве страстного защитника идеи отмены рабства и торговли неграми. Во время военных действий он передвигается вместе с революционной армией, а в день битвы за Трентон он при свете лагерных огней на барабане написал свое "Воззвание", страстный призыв к свободе и независимости. Впоследствии главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон издал приказ о том, что каждый солдат, прежде чем вступить в бой, должен прочесть его, а неграмотный -прослушать. "Воззвание" перепечатали практически все революционные газеты.

Революция свершилась. Версальский мирный договор, подписанный в 1783 г., закрепил признание США Великобританией. Но оставались нерешенными важные задачи. Например, на Юге не было уничтожено рабство. Сохранялись противоречия и внутри буржуазного общества, о чем свидетельствуют восстание Д. Шейса и ряд других выступлений бедноты, подавленные вооруженной силой. Впереди еще было принятие конституции США, оформившей страну в качестве федеративной республики.

Следует отметить, что в ранний период развития американской журналистики количественные показатели, характеризующие темпы создания новых изданий, были сравнительно невелики. Однако весьма впечатляющими были качественные скачки: газеты и журналы прошли путь от элементарных перепечаток из английской периодики и местного мелкотемья до высот гражданственности и яркой публицистики в годы войны за независимость и предшествующий период.

Вместе с тем в эти годы в американской журналистике утвердились такие се отрицательные качества, как предвзятость, недостоверность публикаций и сенсационность. Даже одного из отцов-основателей США Бенджамина Франклина нельзя в полной мере назвать примером честного и добросовестного отношения к труду журналиста. Вот как его характеризует Э. А. Иванян: "В эпистолярном наследии Бенджамина Франклина, который вошел в американскую историю не только как выдающийся политический деятель, дипломат и ученый, но и как один из первых американских газетных издателей и журналистов (уже в 1729 г. он стал владельцем и издателем "Пенсилваниа газетт"), содержатся свидетельства того, что и этому блестящему уму были далеко не чужды "грубые обращения к эмоциям" и даже самый обычный обман в тех случаях, когда речь шла об успехе затеянного им коммерческого предприятия. Так, в одном из писем 1777 г. он признавался: "Когда я был молод и издавал газету, случалось, что мне было нечем заполнить страницы моей газеты, и тогда я доставлял себе удовольствие, придумывая всевозможные истории"".

Как бы то ни было, публицисты Европы и Америки оказали самое существенное влияние на становление и развитие журналистики.