Повреждения, типичные для железнодорожной травмы, связанные с перекатыванием колес через тело человека

Механизм травмирующего действия катящихся колес представляется в следующем виде: часть тела (голова, шея, грудная клетка, живот, конечности) лежит на прочной основе – головке рельса, ширина которой 7–7,5 см. Действие катящегося колеса на тело человека складывается из соприкосновения колеса с ним, въезда колеса на тело и перекатывания через него. В момент въезда на тело колесо придавливает его к головке рельса, причем первоначально с телом соприкасается реборда колеса, несколько выступающая с внутренней стороны за диаметр колесного круга. Реборда придавливает часть тела к поверхности рельса, при этом оно сдавливается не только в направлении сверху вниз, но и в области внутренней боковой поверхности головки рельса. Между колесом и рельсом тело сдавливается с огромной силой, достигающей 5–20 т на 1 см2. Кроме сдавливания часть тела подвергается трению от катящейся поверхности колеса. Образно говоря, действие катящегося колеса на часть тела человека можно сравнить с действием ножниц, т.е. здесь возникает типичный срезывающий момент (рис. 15.7).

При перекатывании колеса через тело человека возникают повреждения, которые можно рассматривать как специфические для этого вида железнодорожной травмы.

Полосы давления – отпечатки катящейся поверхности колес на коже в виде волосовидных сплошных ссадин шириной 8–14 см. Если произошло разделение тела, то эти полосы окаймляют линию разделения с обеих сторон. Глубина полос давления – до 0,2 см. Цвет полос давления вначале бледно- розово-фиолетовый, а затем, по мере подсыхания, они становятся темно-коричневыми и приобретают пергаментную плотность. Как правило, полосы давления имеют четкие границы, могут либо полностью опоясывать поврежденную часть тела, либо быть незамкнутыми. На разрезе кожи соответственно полосам давления кровоизлияний нет, кожа бледная, ибо кровь выдавливается из сосудов. Массивные кровоизлияния определяются в мягких тканях по периферии полос давления и линий разделения тела.

Рис. 15.7. Механизм образования повреждений при перекатывании колеса железнодорожного транспорта:

1 – бандаж колеса; 2 – реборда; 3 – головка рельса; 4 – локализация полос обтирания; 5 – место формирования полосы давления; 6 – локализация места расчленения

Полосы обтирания – участки кожи, лишенные эпидермиса и загрязненные смазкой, располагающиеся по периферии полосы давления. Они образуются в результате трения боковых поверхностей колесного диска о кожу во время перекатывания колеса через тело. Если тело или повреждаемая часть его закрыты одеждой, то полосы обтирания могут образовываться на ней.

Разделение тела может наблюдаться на различных уровнях в зависимости от того, какая его часть лежала на рельсах и через какую часть перекатывались колеса. Разделение может быть полным или неполным, когда части туловища соединяются кожными "мостиками". Полоса давления выражена хорошо, если слоев одежды было мало, и плохо – если одежда была плотной и ее было много.

Внутренние органы соответственно области переезда размозжены, кости позвоночника, ребер, грудины, малого таза раздроблены, разъединены.

При перекатывании колеса через голову образуются обширные повреждения костей лицевого и мозгового черепа с раздроблением его на многочисленные фрагменты с деформацией (сплющиванием) головы, нередко с отделением части ее. На сохранившейся коже головы определяется прерывистая полоса давления.

Отделение головы от туловища возникает при перекатывании колеса через область шеи. В результате происходит размозжение шейных позвонков и органов шеи. При прижизненном отделении головы в ее мягких тканях, а также в тканях грудной клетки обнаруживаются массивные кровоизлияния. Наблюдаются полосы давления и обтирания.

Отделение конечностей также может быть полным или неполным, поперечным или косым. На коже по периферии линии отделения видны полосы давления, кости бедра или голеней раздроблены на мелкие осколки, мышцы размозжены.

Разделение тела на множество частей происходит под действием колес при протаскивании (волочении) тела в сторону движения. При этом разделенные части туловища и обрывки одежды могут обнаруживаться на полотне железной дороги и рядом с ним на протяжении сотен метров. Разделенные части тела обильно загрязнены смазочными веществами, частицами балластного слоя, пропитаны кровью.

Экспертиза этого вида железнодорожной травмы предполагает установление анатомической принадлежности доставленных для исследования частей тела. Для этого используются сравнительно-анатомический метод или биологические реакции (преципитации и агглютинации), а также комплекс методик по идентификации личности погибших (определение расы, пола, возраста). Последний вопрос нередко возникает даже в тех случаях, когда устанавливается, что части тела принадлежат трупу одного человека. Если же обнаруживаются трупы нескольких человек, то его приходится решать практически всегда.

Типичные повреждения, нс связанные с перекатыванием колеса через тело человека

Следы волочения, протаскивания возникают, если тело человека попадает на рельсы и находится впереди локомотива. Тело может волочиться впереди движущегося железнодорожного состава на значительном протяжении – до 30 км. При волочении возникают множественные ссадины и царапины на различных участках тела, а также ушибленно-рваные, лоскутные и скальпированные раны, образующиеся в результате ударов о грани шпал, металлические стержни, скрепляющие рельсы и шпалы.

При волочении тела повреждается одежда, возникают многочисленные ее разрывы.

Отрывы конечностей могут произойти в тех редких случаях, когда туловище человека плотно фиксировано к части движущегося локомотива или вагона, а конечность захватывается какой-либо частью пути (костылем, стрелкой, крестовиной и др.). При этих условиях конечность резко натягивается, мягкие ткани разрываются, а кость повреждается от деформации изгиба и растяжения. Культя конечности в этих случаях имеет весьма своеобразный вид: мышцы, сосуды, нервы и сухожилия вытянуты, выходят за плоскость отделения, края линии отрыва рваные, лоскутообразные.

При сдавливании тела между частями вагонов и неподвижными предметами возникают многочисленные переломы костей, размятие и размозжение внутренних органов при относительной целости мягких покровов, особенно тогда, когда они были покрыты одеждой. Этот вид травмы возможен при сдавливании тела пострадавшего между двумя вагонами или между платформой и движущимся составом, чаще электропоездом. В электропоездах встречается и такой вид травмы, как сдавление шеи между закрывающимися половинами автоматических дверей.

Повреждения, нетипичные для железнодорожной травмы

При железнодорожной травме нередко возникают повреждения, которые не имеют специфических и характерных для нее признаков и которые свойственны механическим повреждениям от тупых твердых предметов вообще.

Морфологически они выражаются в ссадинах, кровоподтеках, ушибленных, рвано-ушибленных и лоскутных ранах, переломах костей, признаках сотрясения тела.

Такие повреждения могут возникать при ударах выступающими частями движущегося железнодорожного транспорта (сбрасывателем) и отбрасывании тела с последующим ударом его о грунт; при падении с подножек и крыши вагонов; при ударах о путевые сооружения; при травме внутри вагонов во время крушения поезда или при резком торможении. В этих случаях немалое значение для диагностики железнодорожной травмы будут иметь данные осмотра трупа на месте его обнаружения и другие материалы дела.