"Повесть о Темир Аксаке"

Это произведение, созданное между 1402 и 1418 гг., – историческое повествование иного рода. Интерес древнерусских читателей к "Повести" (выявлено около 200 списков и 11 редакций) исследователи, во-первых, объясняют ее жанровой спецификой. Воинская повесть о бескровной победе русских над сильным и жестоким врагом выросла из сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, которая спасла Москву от нашествия Тимура (1395), поэтому в списках произведение именовалось по-разному: "повесть", "слово", "сказание", "чудо".

Во-вторых, популярности памятника способствовал рассказ о человеке необычной судьбы. Тимур, известный в Европе как Тамерлан (1336–1405), легендарный полководец, завоевавший многие страны, победивший недавнего врага Москвы – татарского хана Тохтамыша, по версии "Повести", не принадлежал к царскому роду, а был "по ремеслу кузнец, по нраву и повадке – разбойник и грабитель". Еще в молодости он охромел: его поймали с украденной овцой и жестоко избили, повредив ногу. Тимур оковал ее железом, за что был прозван Темир Аксаком (в переводе с тюркского – Железным Хромцом). Для древнерусского писателя железо – символ жестокости, и именно эту черту он считал главной в характере героя. Собрав большое войско, Тимур "нача многи рати творити и многи брани въздвиже... многи люди погуби, много страны и земли иовоева, многи области и языки поплени, многи княжения и цесарьства покори подъ себе..." Повтор слов с корнем "мног" создает образ могущественного и непобедимого владыки, намеревавшегося завоевать весь мир.

В действительности Тимур происходил из семьи мелкого феодала, рано поступил на военную службу и преуспел в ратном деле. В 1370 г. он сделал своей столицей Самарканд и объявил себя эмиром. До появления на границах Русской земли Тимур покорил Хорезм, Иран и Персию, государства Закавказья, одержал победу над Золотой Ордой. В одном из сражений он был тяжело ранен в бедро, поэтому охромел. Таким образом, древнерусский писатель в создании образа Темир Аксака больше следовал за народной молвой, чем за историческим фактом: легендарное в воинской повести начинало теснить документальное, усиливая беллетристичность, занимательность рассказа.

В 1395 г. "новый Батый" подошел к пределам Рязанской земли, взял город Елец, 15 дней стоял у Дона, "помышля, оканный, хотѣ ити на всю Рускую землю", но неожиданно повернул войска и направился в Крым. Подобные действия Тимура современные исследователи считают "разведкой боем", но для автора "Повести" и его современников это было чудом. Русские спешно готовились к обороне. Из опасения, что враг уже близко (не "там, далеко, где солнце восходит", а "тут, при дверях"), из Владимира в Москву отправили главную святыню – икону Богородицы. Символично, что проводы иконы пришлись на день, когда церковь отмечает праздник Успения Богоматери. В Москве икону встречали все, от мала до велика, с молитвой и плачем, надеясь, что она защитит город от "нахождения ратных иноплеменных". И в тот самый день, когда икону Богородицы принесли из Владимира в Москву, "Тимирь Аксакъ царь убояся и устрашися" и повернул свои полки вспять. "Не мы бо их гонихомъ, – рассуждал автор "Повести", – но Богъ прогони ихъ невидимою силою своею и пречистыя его Матери, скорыя заступници наша въ бѣдахъ..." Поздняя редакция произведения содержит видение: Тимуру в вещем сне является Богородица и запрещает идти войной на Русъ.

Таким образом, главной идеей "Повести" является мысль о богоизбранности Москвы как нового политического центра Руси. Город спасает национальная святыня, некогда перенесенная из Киева во Владимир, что подчеркивает правомочность наследования государственной власти Василием Дмитриевичем Московским, которого автор называет "великим князем" и даже "самодержцем". В середине XVI в. "Повесть о Темир Аксаке" стала композиционным и идейным центром "Сказания о иконе Богоматери Владимирской", где с еще большей силой утверждалась мысль о небесном покровительстве Москве, об особой исторической миссии русского народа.