Поведение и поступок. Мотивы и мотивация поступка

От чего зависят совершаемые нами действия? Делает ли личность самостоятельный выбор или человек полностью зависим от жизненных обстоятельств? И вообще, хозяева ли мы своей жизни? Если мы не пытаемся ответить для себя на эти вопросы, не пытаемся разобраться в самих себе, то будем обречены постоянно воспроизводить одни и те же жизненные ситуации, объясняя этот "заколдованный круг" судьбой, роком, чьей-то злой волей.

Следует различать действия, зависящие и не зависящие от самого человека: произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия импульсивны, реализуются на основании не осознаваемых побуждений. Эт о и чисто биологические реакции, рефлексы, инстинкты, и реакции водителя автомашины, и преступление, совершенное в состоянии аффекта. Их объединяет отсутствие сознательных намерений и плана осуществления.

Произвольные действия предполагают наличие целей, осознание возможности их достижения, знание путей, ведущих к цели, препятствий на этом пути и способность их преодоления. Поэтому произвольные действия иногда еще называют волевыми. Однако произвольные действия мы совершаем иногда не только по своей воле: когда действуем по заданным требованиям, правилам, предписаниям, приказам или инструкциям.

Собственно человеческим действием, сознательным поступком является произвольное действие. Под действие принятого людьми закона подпадают, прежде всего, именно поступки, т.е. действия, предпринятые на основе свободного решения: гражданские сделки, вступление в брак, умышленное преступление. Совершая поступок, человек осуществляет выбор, фактически определяя свою судьбу. Он не подчиняется неизбежности обстоятельств, а вырабатывает сознательное решение, т.е. отчетливо представляет себе цели своих действий, их ожидаемый результат и возможные последствия. "Поступки, освещенные сознанием, – писал Л. Н. Толстой, – это такие поступки, которые мы совершаем свободно, то есть, совершая их, знаем, что мы могли бы поступить иначе".

Именно поступок наиболее явно реализует нравственный и интеллектуальный потенциал личности, ее позиции, установки и стремления. Механизм поступка сводится к связи и взаимодействию внешних и внутренних процессов и состояний, вызывающих решение совершить определенное действие, направляющих и контролирующих его исполнение. Поступок не только произволен, он вменяем, является осознанным действием, за которое (вместе с его результатами) ответственна личность.

Более того, даже бездействие, воздержание от действия, если оно сопряжено с определенными мотивами, может выступить поступком и иногда стать смелым и мужественным. Уголовное право даже предполагает ответственность за преступную бездеятельность. Воздержание возможно в двух основных формах: "сильной" как прямой отказ от действий, и "слабой" как уклонение от этих действий. В обоих случаях воздержание, как и любой поступок, предполагает его объяснение, понимание и оправдание. Поэтому уклонение от жизненного выбора, отказ от самоопределения все равно оказываются выбором позиции, которая сказывается на жизненном пути и за которую все равно в конечном счете приходится нести ответственность.

Границы ответственности

Вменяемость включает в себя обе характеристики поступка: сознательность и ответственность. Поэтому границы поступка совпадают с границами личности, ее ответственности. Эти границы динамичны и подвижны. Они зависят от культуры, к которой принадлежит личность. Известны средневековые процессы над младенцами и даже над домашним и животными: котами, собаками, свиньями, печально заканчивавшиеся для "обвиняемых". В 1593 г. был сечен кнутом и сослан в Сибирь колокол, которым били в набат в связи с убийством царевича Димитрия в Угличе. Мировоззренческой почвой для таких преследований выступало одушевление природы, стремление человека во всех явлениях видеть действие сознательных сил – добрых или злых. Любое явление рассматривалось как "поступок". Можно сказать, что в прошлом мир человека, включая и космос, был миром личностным, миром поступков.

В настоящее время в цивилизованном обществе правовые границы личности как субъекта поступка и ответственности за него практически совпадают с границами психотелесной целостности индивидуальной человеческой личности. Причем даже эти границы подвижны, зависят от возраста и психического здоровья человека. Несовершеннолетний или психически больной (невменяемый) человек не отвечает за свои действия в силу недостаточности интеллектуального и нравственного развития или в силу болезненного состояния.

Можно говорить об исторической тенденции "сужения" границ поступка и ответственности: от племени, общины, рода до психотелесной целостности индивида к определенным этапам его жизненного пути (например, с 18 лет), а то и состояния (психического здоровья). Речь действительно идет о постепенном сужении границ как правовых, так и нравственных. Этот процесс сужения границ ответственности (а значит, и личности) явно углубляется. Похоже, что в начале XXI в. "Я" превращается в просто "точку сбора ответственности".

Понять поступок значит уяснить не столько то, что человек сделал, или даже почему он это сделал, сколько зачем. Именно это нередко интересует следствие, суд: были ли и какие мотивы у подозреваемого или подсудимого, смягчают или отягчают они вину? Спор между защитой и обвинением зачастую ведется не столько по поводу вещественных доказательств, сколько вокруг мотивов поведения личности.

Но даже результаты действия не могут однозначно относиться к конкретному поступку. Они могут зависеть от намерений личности, а могут и не зависеть. Если человек получил производственную травму или утонул, купаясь в реке, то насколько эти результаты его действий явились следствием его намерений? И разве мы не встречаем в жизни людей, склонных видеть свои заслуги в результатах деятельности или событиях, к которым они имели отношение очень и очень косвенное. Поэтому необходимо уточнить не только границы поступка, по и его составляющие, выявить "скрытый схематизм", взаимодействие частей которого и может рассматриваться как поступок в действии.