Поведение как моральная категория

Из определения понятия нравственной культуры вытекает представление о глубинной, органической взаимосвязи понятий "мораль" и "поведение". В связи с этим возникает необходимость в уточнении таких понятий, как "деятельность", "поведение", "поступок", "мотив", а также соотношения понятий "организационное повеление", "деловое поведение" и "служебное поведение".

Деятельность — совокупность действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом субъекте деятельности.

Категория деятельности исследуется философами, психологами, социологами.

Философы изучают деятельность как специфическую форму активного отношения к окружающему миру, ОГЛАВЛЕНИЕ которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Психологи, основываясь на постулате единства психики и деятельности, рассматривают последнюю как динамическую систему "взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности"[1].

Социологи исследуют деятельность как сложную многоплановую систему — практическую и духовную, как способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира[2].

Все эти подходы объединяет то, что человеческая деятельность в них рассматривается как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий, соединяя в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания, и оценивается с точки зрения ее значения как для самого деятеля, так и для окружающих.

Исследование деятельности как категории этики позволяет из всего многообразия общественной практики людей выделить ее нравственную сторону, а из всех видов побуждений (материальные интересы, привычки, склонности и т.д.) — "специфические нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы". Поэтому под моральной деятельностью в этике понимаются только те поступки, которые сознательно подчинены определенным моральным целям.

Понятие "моральная деятельность" в современной этической литературе нередко употребляется в качестве синонима понятия "нравственное поведение", рассматриваемого в качестве свойства социального поведения. Действительно, если понятие моральной деятельности характеризует целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение как совокупность поступков человека, которые могут быть подвергнуты моральной оценке, есть то же сознательное, целенаправленное действие в неразрывном единстве субъективных побуждений и социально значимых последствий, практических действий индивида и подструктур его сознания (знаний, убеждений, чувств, привычек). "Поскольку человеческая деятельность отличается сознательным полаганием целей и выбором средств их достижения, постольку поведение людей включает в себя в качестве своего существенного элемента также деятельность сознания. Поэтому... бессмысленно говорить о человеческом поведении вне его связи с деятельностью сознания... Вне поведения нет морали..."[3].

Поведение — специфическая форма человеческой деятельности, совокупность поступков, в которой проявляется личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к окружающей действительности[4]; объект правовой, моральной, иной оценки и регуляции; отражение уровня нравственной культуры личности.

Моральное же поведение как особая форма индивидуальной деятельности, связанная с взаимоотношениями людей, представляет собой совокупность поступков человека как элементарных, морально значимых актов человеческой деятельности, осуществляемых в условиях альтернативного выбора, рассматриваемых с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Поступок — действие, предшествующая ему деятельность морального сознания, включающая побуждение, мотив, намерение, выбор, решение, а также поВперед деятельность морального сознания, включающая самооценку человеком своего поступка и отношение к его поступку со стороны окружающих.

Поступок — целостное явление, неразрывно соединяющее в себе субъективно-личностные мотивы и объективно значимые результаты. Его структура включает субъективный мотив, общественно значимый результат и внешние условия перехода мотива в результат, т.е. совершения поступка. С точки зрения этики самое главное в поступке — его моральная ценность.

Мотив (франц. motif — побуждение) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Социологи определяют мотив (мотивацию) как побуждение к активности и деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Психологи, расширяя границы этого понятия, исследуют мотив и как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, и как предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого эта деятельность осуществляется, и как осознаваемую причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков человека.

Выработанные в обществе или микроокружении моральные ценности определяют ОГЛАВЛЕНИЕ нравственной мотивации личности, которая во взаимодействии с другими регуляторами поведения человека является одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение личности, его движущей силой.

Убеждение — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания:

- потребности (осознанная необходимость их удовлетворения);

— интересы;

- цели (образы желаемых результатов деятельности);

— установки (состояние готовности действовать определенным образом);

— социальные ориентации;

- привычки (установки на определенные формы поведения);

— убеждения (глубоко осознанные установки и ориентации, ставшие общими принципами поведения и определяющие более частные мотивы поведения).

Идея единства сознания и поведения получила основательную аргументацию и разработку в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева, Д. Н. Узнадзе и других. Социологический анализ социального поведения стал предметом самого пристального внимания к нему со стороны виднейших представителей мировой социологии — П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других.

Следовательно, поведение человека можно анализировать только в связи с деятельностью его сознания.